1. Суд (ст.ст.1-5);
2. Собственность (ст.ст.6-124);
3. Брак и семья (ст.ст.126-195);
4. Преступления против личности (ст.ст.196-214);
5. Договоры найма (ст.ст.215-282).
Законы
Хаммурапи были выставлены на видном и общедоступном месте, где и
отправлялось правосудие. Такая законодательная и судебная практика
означала: нельзя отговариваться незнанием закона.
Законы Хаммурапи - древнейшие законодательные акты Двуречья и заметные памятники в истории права.
§1.
Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него
(обвинение) в убийстве, и не докажет этого, (то) обличавшего его должно
убить§2. Если человек бросит
на человека (обвинение) в чародействе и не докажет этого, (то) тот, на
кого брошено (обвинение в) чародействе, должен пойти к Реке1
и броситься (в нее). Если Река овладеет им, (то) обличавший его может
забрать его дом; (а) если Река этого человека очистит и он останется
невредим, (то) того, кто бросил на него (обвинение в) чародействе,
должно убить; бросившийся в Реку получает дом обличавшего его.
§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, (то), если это судебное дело (о) жизни, этого человека должно убить.
§4. Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе или серебре, (то) он должен понести наказание, (налагаемое в) таком судебном деле.
§5.
Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит
документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно
изобличить в изменении решения, и он должен уплатить (сумму) иска,
предъявленного) в этом судебном деле, в 12-кратном (размере), а также
должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен
возвращаться и заседать с судьями на суде.
§6.
Если человек украдет достояние бога или дворца, (то) этого человека
должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно
убить.
§7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека2
без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро/либо
золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо
что бы ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.
§8.
Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью,
либо лодку; то, если (это) божье (или), если (это) дворцовое, он может
отдать (это) в 30-кратном (размере), а если (это принадлежит) мушкенуму3, - он может возместить в 10-кратном (размере); если же вору не чем отдать, (то) его должно убить.
§9.
Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках
(другого) человека, (и) тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая
(вещь), скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при
свидетелях", а хозяин прощавшей (вещи) скажет: "Я мол, представлю
свидетелей, знающих мою пропавшую (вещь", то) покупатель должен
привести продавца, продавшего ему (вещь), и свидетелей, при ком он
купил; также и хозяин пропавшей (вещи должен привести свидетелей,
знающих его пропавшую (вещь). Судьи должны рассмотреть их дело, а
свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие
пропавшую (вещь), должны рассказать перед богом то, что они знают и
(тогда) продавец - вор, его должно убить, хозяин пропавшей (вещи)
должен получить свою пропавшую (вещь обратно); покупатель должен взять
отвешенное им серебро из дома