В развитии русской музыкальной культуры нетрудно проследить несколько периодов. Каждый из них соответствует определенному этапу экономического и политического развития страны. Собственно, аналогичный процесс можно проследить и в музыкальной истории других государств, хотя Россия дает нам несколько отличные примеры, что объясняется и ее особенностями.
Известно мнение, что в допетровской Руси культурное развитие сковывалось косным общественным строем, невежеством, предрассудками, отсутствием условий для свободного духовного развития.
Представляется, что таланты, прежде рассыпанные во множестве по просторам России получили возможность развития и расцвета благодаря открытому при Петре I "окну в Европу". Кроме того, ведь это было время оживления внутренних связей, освоения новых отраслей науки и промышленности, развития транспортных сетей.
Раньше, "до Петра" для человека с музыкальным талантом почти не находилось применения - редко-редко становились известны выдающиеся создатели церковных роспевов - такие, как Федор Крестьянин и Савва Рогов (XVI век). Главными носителями музыкальной культуры были долгое время скоморохи. Безымянными остались для нас многие поколения скоморохов, вложивших свой талант в формирование народной песни - она более всего впитала в себя все духовное богатство русского народа.
Развитие искусства на Руси "до Петра" вполне можно соотносить с искусством Средневековья в Европе - то же преобладание церковной тематики и гонение на мирские развлечения. Однако Русь задержалась на этом этапе, что становится понятно, если вспомнить историко-географические особенности нашей страны. Реформы Петра I дали толчок зарождению светского искусства. Появляются инструментальные капеллы сначала при дворе, потом в домах вельмож и помещиков, развивается любительское музицирование.
Знакомство России с оперой состоялось в 30-е годы, в царствование Анны Иоановны. Сначала это были преимущественно интермедии в исполнении итальянских артистов, приглашенных в Москву, где в то время находился двор. В 1736 году в Санкт-Петербурге впервые была показана большая опера "Сила любви и ненависти". Ее автор - композитор неаполитанской школы Франческо Арайя возглавлял в качестве капельмейстера придворную итальянскую оперную труппу в русской столице. 1743 г. на придворной сцене поставлена с пением и танцами старинная русская быль "Роза без шипов ".В 1751 г. - тот же самый Ф. Арайя написал оперу " Титово милосердие " на русский оригинальный текст Ф.Г.Волкова.
В 1755 г. была поставлена первая опера на русский текст - "Цефал и Прокрис". Музыка - Ф.Фрайи, либретто - драматурга-классициста А.П.Сумарокова. Исполняли оперу молодые русские певцы, главным образом из малолетних певчих Придворной капеллы. Народная песня стала основой национальной композиторской школы. На оперную сцену России 70-х гг. XVIII в. входят новые персонажи - мужики, дворовые, купцы.