Его
архитектурная деятельность оказалась весьма востребованной в связи со срытием
городских укреплений и с принятием плана реконструкции Рижских
предместий, составленным архитекторами Отто Дитце и Иоганном Даниэлем Фельско. Первые работы
Бауманиса связаны с сооружением экклектичных домов на территории рижского бульварного кольца. Чаще всего в
зданиях раннего Бауманиса преобладал неоренессанс, которым архитектор «заразился» ещё в период
обучения в Санкт-Петербурге, но также иногда встречались и неоготические
образцы. Всего по проектам Бауманиса было построено около 35 % зданий в
этом районе города. Много внимания архитектор уделял вырисовыванию мелких
архитектурных деталей, а также его работы периода формирования бульварного
ансамбля (1857—1863 годы) отличает гибкость форм и изящная, даже смелая
пластика. В общей сложности по проектам Бауманиса было построено около 90
многоэтажных каменных домов, а всего им было создано примерно 150 зданий (в том
числе деревянных, достигавших в высоту одного или двух этажей). Из 90 каменных
54 здания как раз-таки располагаются в районе Бульварного кольца.
По
проектам Я. Бауманиса построено около тридцати православных церквей в
Лифляндской губернии (в Латвии и Эстонии).
Сам
Бауманис всегда активно участвовал в общественной жизни Риги и
Санкт-Петербурга. В частности, благодаря его участию в Санкт-Петербурге в 1862
году было основано первое в истории российской империи Общество русских архитекторов. В Риге позже
(в 1879 году) им было создано похожее архитектурное общество Риги (более точное
название — Союз архитекторов города Риги), его штаб располагался в доме
справа от Шведских ворот, в который вмурована башня
Юргена — этот дом носит традиционное название Дома Архитекторов.
Также
Бауманис стоит у истоков прогрессивного Рижского Латышского общества, которое на
начальном этапе существования внесло свой существенный вклад в дело ликвидации
остзейской гегемонии в Прибалтийском крае. С 1872 по 1875 годы Янис
Фридрих являлся его председателем (само общество было основано в 1868 году).