В ту эпоху, когда жил Пушкин, начиналось зарождение оппозиции существующей власти. Людям поколения Пушкина мечтали о том, что общество станет свободным в полном смысле этого слова. Свобода воспринималась этими людьми не только в политическом, но и в духовном смысле. Они считали, что всякие ограничения власти, морали, общественных норм должны были быть искоренены.
На первых этапах своего творчества Пушкин воспринимает свободу как вольность. В оде «Вольность» Пушкин присягает на верность идеалам служения обществу и признаёт главным закон Божий. Пушкин считает, что все люди изначально равны перед Высшим законом, и знать и рабы-крепостные. Рабство противно поэту, и он мечтает видеть свою страну свободной. Надежда на это просматривается во многих стихотворениях Александра Сергеевича. Он сам «готов отчизне посвятить души прекрасные порывы». Наверно именно поэтому его стихи пользовались популярностью в среде декабристов. Пушкин считает, что путь, выбранный ими верен, и рано или поздно приведет к свободе.
Позднее осмысление свободы Пушкиным происходит с философской точки зрения. Теперь свобода понимается как основная ценность бытия. В своих произведениях Пушкин развивает тему губительного влияния неограниченной власти одного человека на судьбы других людей.
Одна из составляющих свободы для Пушкина – это свобода поэтического слова. Немало стихотворений посвятил Пушкин этой теме. Это такие стихотворения, как «Поэт», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…».
В своих произведениях Пушкин призывает поэтов и художников не поддаваться на лесть и похвалы, а оставаться верными своим убеждениям. Тогда только его творчество будет «благородным подвигом» во имя человечества.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» Пушкин как бы подводит итог всей своей деятельности. Автор без ложной скромности пророчит себе мировую известность, признание и любовь среди простых людей потому, что его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и прославлял «жестокий век свободу».