В XX в. в деятельности американского государства появились новые
направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных
отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно
осознана в 30-е гг. , когда страну поразил исключительной силы
экономический кризис, охвативший к тому времени все основные
капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до
56 %, национальный доход сократился на 48 %, обанкротилось 40 % банков,
что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17
млн человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти
правительство президента Герберта Гувера, в надежде на постепенный
стихийный выход из кризиса, фактически ничего существенного не
предпринимало.
Между тем социально-политическая обстановка обострялась. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт- кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс» .
Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение- Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами. Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря») , занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.
В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило, по существу, фрагментарный характер.
В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился т. н. принцип закрытого цеха) ; признавалось право на забастовки.
В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «…если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка…» . В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.
В итоге «Новый курс» , являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.