В его баснях неизбежно присутствует поучение, мораль. В ряде случаев это
поучение лишено жизненных, реалистических красок, и тогда басня
превращается в дидактическое рассуждение. Такие безжизненные,
дидактические басни чаще всего возникали, когда баснописец писал под
влиянием необходимости доказать свою благонамеренность, и являются его
художественными неудачами («Безбожники», «Водолазы», «Конь и Всадник»,
«Сочинитель и Разбойник»). Крылов высмеивал лень, праздность, тщеславие,
хвастоветство, самомнение, невежество, лицемерие, жадность, трусость –
все те отрицательные качества, которые особенно ненавистны народу.
Баснописец бичует не только любителей поживиться за счет чужого труда,
но также и всяческих лентяев и растяп.