Типология государств —
это особая научная классификация государств по определённым типам
(группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным
государствам их общие закономерности возникновения, развития и
функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков,
свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их
развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее
существование.
Формационный
подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что
все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по
определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной
форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных
универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации.
Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и
классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами
организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет
следующие типы обществ:
Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы.
Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и
развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового
господства, орудия их диктатуры;Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество —
строй, при котором будет создано т. н.общество социальной
справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём
обобществления собственности.
Другая теория, подробно изложенная Фрэнсисом Фукуямой в книге Конец истории и последний человек, утверждает, что конечной точкой социального развития является либеральная демократия
западного образца. Следует отметить, что в 2000-х Фукуяма пересмотрел
свои взгляды, склоняясь в сторону цивилизационного подхода.
Цивилизационный подход
Цивилизационный
подход, в отличие от универсализма, считает, что государства
развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В
цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор
(религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие,
особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация —
это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, психологических, культурных, географических и
иных признаков.Цивилизация — это социокультурная система, включающая
социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические,
религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также
уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы
личности.
Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но
затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации
проходят несколько этапов:
Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою
совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство
(древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская,
западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с
соответствующими типами государств.Третий этап — современная цивилизация с её государственностью,
которая в настоящее время только складывается и для которой характерно
совместное существование традиционных и современных
социально-политических структур.
Сэмюэль Хантингтон выдвинул теорию "столкновения цивилизаций" в одноимённой книге.
Согласно этой теории, существует 8 цивилизаций — культурных
объединений, состоящих обычно более чем из одного государства и
существующих на протяжении тысячелетий. Этими цивилизациями являются:
Западная цивилизацияИсламская цивилизацияИндуистская цивилизацияСинская (китайская) цивилизацияЯпонская цивилизацияЛатиноамериканская цивилизацияПравославная цивилизацияАфриканская цивилизация
Согласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать культурные конфликты.