Ак меняется популярная музыка с течением лет? Речь не о ее качестве — спорить о вкусах можно бесконечно, а о настроении самых популярных песен. Слушают ли люди XXI века более веселую и беззаботную музыку, или наоборот? Отражается ли дух эпохи на музыкальных пристрастиях людей? Оказывается, за последние пятьдесят лет поп-музыка сильно погрустнела.

Даже песни о взаимной и счастливой любви все чаще исполняются в миноре.
Выбор музыки может многое сказать о нашем настроении и мыслях. Влюбленные часто отдают предпочтение романтическим балладам, расстроенный человек включит что-то грустное, а разозленный — тяжелый рок. Может ли музыка разных поколений рассказать о том, как менялась эпоха?
Двое немецких социологов, Гленн Шелленберг и Христиан фон Шеве, решили проанализировать, как изменились музыкальные предпочтения масс за последние полвека.? Речь идет в основном о западном слушателе: ученые собирали статистику по журналу "Биллборд" и хит-листам чарта Hot 100. За основу Шелленберг и Шеве взяли два критерия: темп песен, быстрый или медленный, и их лад (мажорный или минорный).
Как известно, мажорный лад считается "позитивно" окрашенным, минорный же, наоборот, мрачным и печальным. То же и с темпом — энергичные мелодии мы привыкли считать более зажигательными, от них хочется пуститься в пляс. Песня о несчастной любви и разлуке скорее ассоциируется у нас с медленной и печальной мелодией. Но не все так однозначно, говорят социологи.
Читайте также: Рок полезен для ума, а попса — для дисциплины
В начале исследуемого ими периода — в 1960-х годах — 85 процентов хитов действительно были в мажоре. Но самое интересное, что даже грустные по смыслу песни полвека назад чаще исполнялись в мажорном ладу. К примеру, песня группы 5th Dimension "Wedding bell blues" по сути своей совершенно не веселая: девушка — лирическая героиня — жалуется, что ее горячо любимый человек не хочет на ней жениться. Однако исполнена композиция в мажоре.

Сейчас мажорных песен лишь 40 процентов. Популярная музыка перестала быть такой яркой и жизнерадостной. Наблюдается обратная тенденция: песни о взаимной любви и страсти или, к примеру, танцевальные хиты стали минорными. Социологи приводят в пример хитовую песню латиноамериканки Шакиры (Shakira) "Hips don't lie". Хотя текст рассказывает нам о страсти, танцах и взаимном притяжении, мелодия песни минорная.
Кроме того, люди все чаще выбирают медленные и длинные песни. В наиболее популярных песнях 1960-х годов среднее количество ударов в минуту составляло 116, а в 2000-х — всего 100. Полвека назад типичный хит длился три минуты, а нынешние фавориты чартов играют никак не меньше четырех.
Любопытно, что минорные песни могут становиться танцевальными хитами, что, казалось бы, совершенно нетипично. Яркий пример — композиция молодой барбадосской певицы Рианны (Rihanna) "Disturbia". Песню трудно назвать веселой, однако ее темп — 124 удара в минуту, а тональность композиции — си минор. Что совершенно не помешало сотням диджеев ставить этот хит на дискотеках. Пример противоположный — песня Алиши Кис (Alicia Keys) "No One". Этот трек очень медленный, всего 90 ударов в минуту, но при этом исполнен в мажорном ладу и рассказывает о счастье взаимной любви.
Социологи делают различные предположения насчет того, почему люди стали предпочитать медленные и печальные хиты. Одна из гипотез — подростки, слушающие популярную музыку, хотят выглядеть взрослыми и умудренными опытом, и оптимистичные мажорные песенки оказываются неподходящими для этой цели. Тинейджеры предпочитают медленные, надрывные хиты.
Еще одно предположение, высказанное американским психологом Терри Петтиджони и его коллегами, гласит, что поп-музыка становится длиннее и медленнее в годы экономических и социальных потрясений (привет мировому финансовому кризису!). Эта гипотеза выглядит довольно убедительной: когда жизнь нестабильна, цены растут, а заплаты урезают, радоваться вроде бы не об