Московское общество представляет собой сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и в мотовстве», живут по заветам и преданиям минувшего века — века покорности и страха. Мораль этого общества основана на пресмыкательстве перед сильными и угнетении слабых, а идеалом человека считается удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству. Галерея типических образов барской Москвы включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, они упоминаются только в характеристиках, которые дают основные персонажи пьесы, но все эти лица имеют очень важное значение для полноты картины московского общества, его обычаев и нравов. В их числе и «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи», и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и французик из Бордо, чувствующий себя в Москве как дома, и дамы — «судьи всему, везде, над ними нет судей», блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире.
В таком обществе, где отсутствует представление о национальной культуре, процветает низкопоклонство перед чинами, перед всем иностранным, где родители воспитывают детей, набирая «полки учителей» «числом поболее, ценою подешевле», жизнь протекает без серьезных интересов, вообще без всякого содержания. И, Конечно, ум Чацкого ставит его вне круга Фамусовых, молчаливых, скалозубов, загорецких, тугоуховских, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двадцати пяти глупцов и одного здравомыслящего человека. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сначала чудаком, странным человеком, а потом просто безумцем. «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес. Сам Грибоедов в письме П. А. Катенину, важном для понимания его замысла, очень ясно показал, как планомерно и постепенно нарастает конфликт Чацкого с реакционным обществом. «...В моей комедии, — писал он, — ...человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножечко повыше прочих...»