И.С. Тургенев жил в эпоху интенсивного, ускоренного развития России,
когда «в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в
некоторых старых странах Европы целые века». Писателю довелось быть
свидетелем кризиса дворянской революционности 20-30-х годов, он видел
борьбу двух поколений революционно-демократической интеллигенции 60-х и
70-х годов, борьбу, приносившую всякий раз не радость побед, а горечь
поражений.
«Наше время, — говорил Тургенев, — требует уловить
современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он
не запаздывал: все шесть его романов не только попали в «настоящий
момент» жизни общества, но и по-своему этот момент предвосхищали.
Писатель был особенно чуток к тому, что стояло «накануне», что еще
только носилось в воздухе. По словам Н. А. Добролюбова, Тургенев «быстро
угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное
сознание, и в своих произведениях непременно обращал… внимание на
вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество»
С
умеренными общественно-политическими убеждениями Тургенева органически
связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века
социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в
своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического
мироощущения.