Театрально-декорационное искусство искусство создания зрительного образа спектакля (См. Спектакль) посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие Т.-д. и. тесносвязано с развитием Театра, драматургии, изобразительного искусства. Элементы Т.-д. и. (костюмы, маски и пр.) рождались в древнейших народных обрядах и играх. Вдревнегреческом театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены (См. Скена), существовали объёмныедекорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными. Принципы древнегреческого Т.-д. и. были усвоены в театре Древнего Рима, где часто применялся занавес. Существовавший уже в античности принцип симультанной декорации (См. Симультанная декорация),(рассчитанной на одновременный показ всех мест действия) стал характерным для европейскогосредневекового театра, где первоначально роль фона при исполнении мистерий выполнял интерьер, а затем— наружная стена церкви. Для средневековых представлений было создано несколько типов сценическихплощадок, статичных или передвижных; наряду с объёмными декорациями (например, «раем» в видебеседки или «адом» в виде пасти дракона) использовались и живописные декорации (например, изображения звёздного неба). Во многих странах средневековой Азии (в том числе государствах Индокитая, вКитае и Японии) господствовали методы условно-символического оформления сцены, согласно которымотдельные детали лаконично обозначали место действия. В 15 — начале 16 вв. в Италии, где к Т.-д. и. обращались Брунеллески, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль и др., складывается тип перспективной декорации (Браманте, Б. Перуцци), изображающейуходящую вдаль улицу и написанной на холстах, натянутых на рамы (отдельные части выполнялись издерева); такие декорации воспроизводили одно неизменное место действия для спектаклей определённыхжанров (к середине 16 в. С. Серлио разработал 3 типа оформления — для трагедии, комедии и пасторали). Феерически-зрелищный характер придворного оперно-балетного спектакля к концу 16 — началу 17 вв. потребовал замены неподвижной декорации сменяющейся. В 17 в. всё шире использовались театральныемеханизмы; применение телариев (3-гранных вращающихся призм, обтянутых холстом и расписанных) позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (итальянец Н. Саббатини, немец И. Фуртенбах). Усовершенствование систем Т.-д. и. привело к созданию кулис (См. Кулисы) (итальянец Дж. Алеотти) и сцены-коробки, сохраняющей господствующее положение и в 20 в. С середины 17 в. итальянскаясистема кулисно-арочной декорации (Л. О. Бурначини, Дж. Торелли) распространилась по всем странамЕвропы. В городских театрах Лондона в эпоху Возрождения складывается особый тип сценической площадкис членением на нижнюю, верхнюю, заднюю сцены и выдающимся в зрительный зал просцениумом(перспективные декорации итальянского типа в Англии ввёл И. Джонс в 1-й четверти 17 в.). В Россиикулисные «рамы перспективного письма» были применены впервые в 1672.