Театр – искусство, которое нельзя ничем заменить. Оно всегда на устах. Новые имена, лица, фестивали и премьеры – все это уже очень давно неотъемлемая часть жизни современного общества.
Человек на каждый вид искусства реагирует по-разному, но это сугубо личная реакция. Искусство для этого и нужно, чтобы спровоцировать человека, заставить его искусственным образом ощущать разные эмоции. Я не считаю театр особенной формой массовой культуры, но признаю, что нише, в которой он находится, нельзя пустовать. Театр, как и любое искусство со временем эволюционирует, но теперь он не одинок в своем выражении.
Кино в какой-то мере – соперник театра, но у них все равно разные цели. В кинотеатре плывущая перед тобой картинка – это непрерывный процесс, который зритель воспринимает с небывалой легкостью, порой даже не задумываясь «где, зачем и почему», а в театре возможен тот самый контакт с неким другим измерением, другой атмосферой, какой в кино добиться нельзя. Зритель в зале и актер на сцене в течение спектакля постоянно обмениваются эмоциями, происходит зрительный и чувственный контакт. Поэтому кино, в той форме, в которой оно есть сейчас, никогда не заменит театр.
Театральное искусство можно рассматривать как определенный способ воспитания. Это живое слово, оно действует на зрителя уникальным образом, когда слышишь его в живую. Театр всегда был отражением действительности, обществу как в зеркале показывали его уязвимые места, его проблемы и достижения. Затрагивания социальных проблем – одна из важнейших задач театра.
Правдивость, театральное искусство всегда было очень честным. Чтобы затронуть душевные струны и мысли человека со сцены нужно нести только правду, верить в того героя, которого играешь, на несколько часов сливаться с посторонним и вставать на его место, и тогда публика забудет, что перед ней всего лишь сцена, а на ней только игра.
Во всем этом и состоит уникальность театра как искусства. Он также способен сочетать в себе другие формы массовой культуры: литературный текст становится основой для постановок, киноэлементы все чаще становятся дополнениями к спектаклям, музыка приобретает совершенно новые очертания, когда её вставляют в театральный контекст, в современных постановка могут также использовать телевизионные приемы, такие как интервью, к примеру. Спектакль Театра.doc «Красавицы. Verbatim» является прекрасной иллюстрацией: это монологи красавиц – ответы на одни и те же вопросы, выливающиеся в рассуждения о собственной красоте и её повседневности. Все это мне казалось неким подобием теле-шоу в режиме реального времени.
Я до сих пор не знаю, зачем я хожу в театр. Это не страсть, не потребность, не обязанность. Мы привыкли, что театр - это культурный способ провести свой досуг. Но все же должна быть какая-то другая мотивация. Мне кажется, что публика, в особенности современная молодежь – постоянно думающие молодые люди, получающие огромное количество информации и вынужденные справляться с ней, - посещают театр все больше из-за потребности найти ответы на вопросы.
Их можно отыскать и в кино, и в книгах, но когда тебе прямо в лицо, со сцены, случайно заявляют именно то, что ты ждала услышать, то ощущение совсем другое. Пища для ума – вот то, что пытаются дать зрителю театральные постановки.
Недавно я получила странный опыт: не попав на спектакль «Птица Феникс» театра «Ангажемент», я выслушала мнения своих друзей. Они рассказали, в чем суть спектакля, поделились мнениями, но я читала в их лицах один большой знак вопроса. У меня сложилось впечатление, что люди не то, что не поняли задумку автора, им было не понятно, зачем о таких проблемах как маленький человек или игра в несостоявшееся счастье показывать именно так. И я задавала им всем один и тот же вопрос: «А как иначе показать любовь и её отсутствие у людей-актёров?»
По-моему люди бояться, что театральная сцена превратиться в то, что они перестанут понимать. Возможности театра довольно ограничены, по сравнению с кино, на пример. Но его будущее в многообразии, в разнообразии путей, мне кажется. Существуют и развиваются и традиционные, и новаторские театры. Но основой всегда будут две составляющие – зритель и автор. Без литературного материала нет пьес, а без зрителя нет самого театра. Нужна постоянно заинтересованная публика, она теперь весьма искушенная и требовательная, театрам приходится ей соответствовать.
Я думаю, театр не претерпит серьёзных изменений в будущем. Возможно, будут изобретаться все новые и новые контакты со зрителем, новые вариации на вечные, классические темы. Но у театра есть определенная ноша, как бы обязанность – его привыкли наблюдать определенным образом, в своей манере, которая существует столетия. Есть зрительский зал и сцена, есть выход на поклон и есть театральная пауза, и это весь необходимый, незаменимый антураж, который мы ждем, независимо оттого, на какую постановку идем.