Джон Lilburne, 1615-57) — английский политический деятель XVII в.,
принадлежал к джентри. Уже 20-ти лет Л. участвовал в распространении
запрещенных религиозно-исторических памфлетов и вместе с другими
противниками епископской власти спасся от преследований только бегством в
Ирландию; Во время междоусобной войны Лильборн вступил в ряды
парламентской армии, был взят королевскими войсками в плен, отказался от
предложения перейти на сторону короля и получил свободу только через
год, при обмене пленных. До 1644 г. Л. служил под начальством Кромвеля, с
которым вступил в тесную дружбу, считая его приверженцем
веротерпимости. Уже в это время Л. написал несколько памфлетов, где ясно
выступают основные черты учения левеллеров (см.) — о верховенстве
народа и ограничении парламентской власти основными законами страны. Он
восстает против произвола власти. По усмирении бунта 1649 г. как
подстрекатель подвергся судебному преследованию, но по недостаточности
улик был оправдан, .. по отношению к английской республике". Он должен
был покинуть свое дело в городе и переселился в деревню, но и там налоги
и солдатские постои лишили его вновь приобретенного имущества. Однако
даже вторичное разорение не поколебало его веры в правоту защищаемого
парламентом дела, и только постепенно он стал разочаровываться в людях,
которые вели борьбу с королем, и в искренности их стремлений. Однажды во
время работы у него в голове возник целый рой мыслей, о которых он
раньше ничего не слыхал и не читал. Окружающие, которым он решался их
поведать, находили их до того дикими, что не хотели даже слушать о них.
Одна из этих мыслей заключалась в том, что земля должна сделаться
достоянием всех людей. У. был, по-видимому, творцом и вдохновителем того
движения, которое возникло в 1649 г. и сторонники которого называли
себя "истинными левеллерами", в отличие от последователей Лильборна.
Среди главарей движения наряду с У. занимал видное место Вильям Эверард.
Когда Лильборн и другие вожди левеллеров были заключены в Тауэр, на
холме близ Лондона, 8 апр. 1649 г., появилось несколько человек, с
заступами в руках. .Эверард и У. ответили, что цель их заключается в
том, чтобы восстановить изначальную общность пользования плодами земли;
но тут же они сказали, что сопротивления властям не окажут, а будут
ждать для осуществления своих задач более благоприятного момента.
Присяжные — из землевладельцев — наложили на них высокий штраф; они не
могли его выплатить, и их имущество было продано. "Истинные левеллеры",
или, как они еще называли себя, землекопы, не унимались и снова делали
попытки обрабатывать незанятую землю; их разгоняли вновь и вновь. Вместе
с тем они выпускают целый ряд памфлетов. Бернштейн, открывший для науки
истинных левеллеров и У., думает, что даже те памфлеты, на которых
стоят имена Эверарда и дает резкую критику существующих порядков; в
первых трех главах изложены теоретические рассуждения о свободе и о
монархическом и республиканском образе правления; с четвертой главы
начинается картина идеального общественного устройства. Главные черты
его таковы: земля общая; в промышленности господствует домашнее
производство; распределение происходит при помощи общественных
магазинов; обучение и труд всеобщи и обязательны; центральная власть — в
руках парламента, местная — в руках различных должностных лиц; войско и
духовенство имеются, но обязанность последнего ограничивается
просвещением народа, ибо религии, основанной на сверхчувственном, не
существует; брак свободен и совершается без всяких формальностей; он
обязателен в случае доказанной связи, приведшей к рождению ребенка;
наказания, вплоть до смертной казни, существуют; высшие наказания
постигают уличенных в купле и продаже; золото и серебро, как и у Мора,
идут только на утварь.