Государственное устройство Египта
Основателем создания современной политической системой Египта был бывший глава страны Гамаль Абдель Насер, ставший её президентом в 1956 году. До того, как группа молодых офицеров во главе с будущим президентов 23 июля 1952 года совершила государственный переворот, Египет, имея полуколониальную зависимость от Великобритании, с 1923 года развивался по системе конституционной монархии. Король страны имел широкие полномочия, которыми он и пользовался, регулярно распуская правительство в период с 1924 года по 1952 год. После его отречения, в результате переворота, от престола, Египет 18 июня 1953 года был провозглашён республикой. Немного позже была запрещена деятельность тех политических партий, которые функционировали при конституционной монархии. Их место заняло единственная партия – «Организация освобождения». Легальное выражение любых оппозиционных взглядов Египте было запрещено новой властью.
В мае 1957 года на смену «Организации освобождения» приходит Национальный союз, который, в итоге, отстраняет политических противников режима от участия в выборах.
Летом 1962 года в Каире состоялся Национальный Конгресс Народных Сил. В результате его работы была принята Хартия национальных действий. Через полгода, в декабре 1962 года, правительством был издан декрет о создании Арабского Политического Союза, единственной в стране политической организации для масс.
Президент Египта Насер назвал политику, проводимую его государством, политикой арабского социализма. Огромное значение в ней уделялось повышению жизненного уровня рабочих и крестьян. Кроме того, немаловажную роль в этой политике играли вопросы индустриализации и создания общественного сектора экономики.
Арабский политический союз оставался единственной легальной партией страны вплоть до 1976 года. Гамаль Абдель Насер умер в 1970 году. Пост президента Египта и председателя Арабского социалистического союза занял Анвар Садат. Он закрепил власть при помощи так называемой «исправительной революции», которая была направлена против особенно активных соратников Гамаль Абдель Насера. Видные деятели страны были арестованы или лишены государственных постов.
В 1971 году в Египте вступила в действие новая Конституция. В результате страна официально стала называться Арабской Республикой Египет (АРЕ), а новое её руководство полностью поменяло политические ориентиры, отказавшись от принципов арабского социализма и единства.
На сегодняшний день АРЕ является президентской республикой, в которой присутствуют элементы парламентаризма. По действующей конституции, президенту предоставлены почти неограниченные полномочия. Конституция предусматривает свободу прессы и деятельности политических партий. Парламент является трибуной, с которой оппозиционные партии излагают свои политические программы.
Законодательную власть в стране представляет Народное собрание, состоящее из одномандатного парламента. В парламенте работают 454 депутата, которые являются выборными на пятилетний срок. Не менее 50 % депутатов, согласно Закону о Народном Собрании, должны быть представлены от рабочих и крестьян. Число представителей оппозиции в парламенте ограничивается и контролируется президентскими структурами.
Президент страны, являющийся главой исполнительной власти, своим указом назначает вице-президентов и кабинет министров. В руках президента сосредоточена большая власть. Он имеет право законодательной инициативы. Президент может наложить вето на любой законопроект и распустить Народное собрание. Кроме того, у президента есть право брать на себя обязанности премьер-министра страны.
В 1980 году была принята поправка к Конституции, согласно которой действующий президент имеет право быть переизбранным, неопределённое количество раз. Тогда же был создан законосовещательный совет. Он состоит из 132 членов, из которых две трети избираются всеобщим голосованием, а одна треть назначается непосредственно президентом государства. Половина членов совета должны быть выбраны из рабочих и крестьян. В обязанности этого органа власти входит анализ законопроектов, политических решений и статей Конституции с точки зрения соответствия их принципам устройства демократического социалистического государства со смешанной экономикой.