Ново-Вавилонское царство
Передняя Азия после падения Ассирии
Положение окружающих государств в это время было благоприятно для захватов Навуходоносором II новых земель. Сирия, где уже давно не было даже полусамостоятельных царств, по-видимому, сразу подчинилась Навуходоносору.
Иудея и Финикия не решались определить свою позицию, очевидно выжидая дальнейшего хода событий. Вся северная и северо-восточная часть территории бывшей Ассирийской державы была в руках Киаксара, царя Мидии, подчинившего к этому времени также царства Мана, Урарту и Скифское царство, находившееся на территории современного Азербайджана. Лишь в Малой Азии имелось два крупных независимых царства: в западной части — Лидия и в юго-восточной — Киликия. Мидия не представляла пока опасности для Вавилона: союз, заключённый с нею Набопаласаром и закреплённый браком между Навуходоносором и дочерью мидийского царя, был ещё прочен.
Ассирия была сокрушена окончательно, и сейчас предстояло поделить её наследство между Вавилонией и Мидией. По-видимому, граница прошла от Исского залива (в северо-восточном углу Средиземного моря, между Малой Азией и Финикией) через Месопотамию, оставляя Харран и бывшую коренную ассирийскую территорию за мидянами. За кем остался Элам — не вполне ясно, но наиболее вероятно, что он отошёл к Мидии.
Навуходоносору, таким образом, досталось около половины территории бывшей Ассирийской державы, но эту половину ещё предстояло закрепить за Вавилонией. Пока Мидия была дружественной державой, необходимо было обеспечить вавилонское господство в Сирии, Финикии и Палестине и обезвредить другого опасного соперника — Египет. На Египет уже начали ориентироваться Тир и Иудея, а может быть, и мелкие государства Заиорданья.