Едва ли это так. Замечательный пушкинист оказался в плену ассоциаций,
связывающих пейзаж «19 октября» с пейзажем более позднего, также хрестоматийно
известного пушкинского стихотворения — «Осень» . Природа в «Осени» действительно
торжественна и прекрасна, исполнена красоты “пышного увяданья”. Оба
стихотворения перекликаются друг с другом. Посеребрённому морозом “увянувшему
полю” из «19 октября» соответствуют звенящий “промёрзлый дол” и трескающийся под
конским копытом лёд. В обоих стихотворениях говорится о “кратком дне” и о
пылающем камине. Наконец, и «19 октября» , и «Осень» написаны восьмистишной
строфой (но только в первом стихотворении строфы составлены из двух
самостоятельных четверостиший, а в «Осени» это одна из форм октавы — цельной
восьмистрочной строфы с особым принципом рифмовки) .
Но на фоне этого сходства особенно отчётливы различия. В «Осени» говорится не
только о роще, которая “отряхает // Последние листы с нагих своих ветвей“, но и
о “в багрец и золото” одетых лесах; а в «19 октября» — только об опадающей
листве. Основной мотив заключительных строф «Осени» — пробуждение творческого
воображения, поэтического дара. Во второй строфе «19 октября» выражен
противоположный мотив: “вотще воображенье // Вокруг меня товарищей зовёт”. Нет,
осенний пейзаж в стихотворении, обращённом к лицейским друзьям, печален и
мрачен.