А)Анализ произведения Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец
Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник
Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения — события вокруг
Алены Дмитриевны, кульминация — кулачный бой купца с опричником.
Развязка — гибель Калашникова на плахе и народная память о нем. «Песня
про царя Ивана Васильевича… » написана в духе русских народных песен. В
основу поэмы положен бытовой сюжет. В «Песне» поднимается ряд
нравственных проблем. Это, прежде всего, вседозволенность действий
людей, у которых в руках власть и сила. Кирибеевич считает, что может
сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с
рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и
самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий. Купец
Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит
младших братьев, если погибнет сам, помочь ему. Это еще одна
нравственная проблема — наказать обидчика, понимая, что сложишь за это
голову либо в бою, либо на плахе. Немаловажным для Калашникова в
возникшей ситуации было сохранить человеческое достоинство и сделать
так, чтобы честь жены и семьи не была бы потом запятнана сплетнями,
поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича. Я скажу тебе,
православный царь! Я убил его вольной волею… Так отвечает царю Степан
Калашников. О том, как обидел его жену Кирибеевич, он не сказал никому и
молча сложил голову на плахе. Но народ знает всю правду и знает, что
она на стороне купца. Подвиг его остается в песне. Безымянная могила его
— в чистом поле промеж трех дорог. В этом и заключается глубокий смысл
«Песни…» : гусляры — певцы народные — передают из уст в уста песню о
горькой судьбе Калашникова. Много материала проштудировано
исследователями народных песен в поисках источника данного произведения.
Кроме песенного сборника Кирши Данилова, который М. Ю. Лермонтов,
безусловно, знал, они отыскали другие песни, в которых встречаются и
одинаковые эпитеты, и общие обороты, и строчки, сходные с
лермонтовскими, только песни эти были собраны в разных концах русского
государства, и спустя много лет после смерти поэта. Поэтому современные
исследователи «Песни… » приходят к выводу, что он не подражал каким-либо
фольклорным песням, не имитировал отдельные детали народного языка и
стиля, а создал свое произведение, используя усвоенные им с детства
богатства народной поэзии. Белинский говорил о том, что «Лермонтов
вошел в царство народности как ее полный властелин.