В VII—VIII вв. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию, Закавказье, Среднюю Азию, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров и Северную Индию.
Арабские захватчики под знаменем священной войны огнем и мечом насаждали ислам среди порабощенных народов. На завоеванных землях образовалось обширное государство — халиифат, в котором ислам стал господствующей религией. Так ислам в феодальном халифате начал превращаться в одну из несмирных религий.
Для истории ислама характерна борьба различных направлений и сект. Уже в первый век своего существования ислам распался на два основных направления — суннизм и шиизм. Их возникновение было вызвано междоусобной борьбой за власть и влияние среди преемников и последователей Мухаммеда.
Суннизм — это основное, ортодоксальное направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают халифа.
Шиизм развился главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свою династию 12 имамов, Которых считают прямыми потомками Мухаммеда.
К началу IX в. появилось рационалистическое течение в исламе. Его первыми представителями выступили мутааилипгы. В IX—X вв, было положено начало ортодоксальному мусульманскому богословию — каламу, основоположником которого считается Ашари (874—935 гг.). Этот богослов и его ученики, стремясь согласовать учения о предопределении и свободной воле, старались внушить верующим, что все действия человека предопределены Аллахом.
В X—XI вв. в процессе дальнейшего развития ислама возникли и получили всеобщее признание культ святых, монашество, мистицизм. Культ святых выражался в посещении их могил, в молитвах, религиозных церемониях и в приношениях им подарков.
Историческая обстановка в этот период создавала благоприятную почву для распространения в исламе мистицизма и связанного с ним аскетизма, Выразителями мистико-аскетического направления в исламе — суфизма — были дервиши (мусульманские монахи), которые в.Х в. стали объединяться в братства, а затем образовали суфийские ордена.
На территории древнерусских княжеств распространение ислама было связано с монгольским нашествием. Сложившиеся между странами и народами Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии к XIII в. отношения были нарушены монгольскими завоевателями. В результате двух походов хана Батыя, внука Чингисхана, — в 1237—1238 и 1239—1240 гг.— были разгромлены крупнейшие русские княжества.
На месте Половецкой степи возникло государственное объединение монголо-татар Золотая Орда, включавшая в свой состав территорию от низовий Дуная до верховий Иртыша и Оби. Три улуса, образовавшиеся в результате монгольских завоеваний, являлись многонациональными государственными образованиями. Собственно монголы составляли в них количественно незначительное меньшинство. Основную массу кочевников в Золотой Орде представляли тюркоязычные племена, преимущественно половцы.