Плохо это или хорошо, но наше общество обратилось к истории, и уже воскресли многие имена, которые оставили заметный след в его развитии. Особое место принадлежит храбрым батырам, имена которых носят такие населенные пункты как город Атрау, Махамбетовский район, совхоз Кара-батыр и т.д.
Слово «батыр» распространено в казахском фольклоре и быту, а на сказаниях о них построен весь казахский народный эпос. Происхождение социального института «батырства» связано, прежде всего, с такими личными качествами человека как доблесть, храбрость, смелость. Надо отметить, что само слово «батыр», «бахидур», «багатур» имеет тюрко-монгольское происхождение, а в XIVвеке это слово пришло в русский язык.
Батыр – не только титул храбреца, но еще и обозначает категорию лиц из числа профессиональных военных. Поэтому широкое бытование слова «батыр» в казахских степях во многом объясняется большой значимостью войн в истории становления казахской государственности. Часто народу приходилось с оружием в руках отстаивать независимость, защищать границы.
Наиболее сильно возрос авторитет батырства, и укрепились его традиции в первой половине XVIIIвека. Это время связано с джунгарской агрессией. Тогда и появилась целая плеяда выдающихся народных предводителей: Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жанибек, Кабанбай, Малайсары, Тайлак, Жакыбек, Утегени других, являвшихся выходцами из самых разных, в том числе и низших слоев казахского общества. Эта эпоха была ознаменована, с одной стороны, особой тяжестью суровых испытаний и страданий для казахского народа, а с другой – не лишена, по словам Ч.Валиханова, большой доли рыцарства и некоторого романтизма. Думается, что можно без особых преувеличений определить ее место в истории казахского народа как «героическую эпоху», или, точнее, «эпоху батырства». Предки и сородичи их и сегодня живут в разных областях нашей необъятной родины. Эпоха борьбы против джунгарских племен была ознаменована суровыми испытаниями и страданиями для казахского народа. Хан младшего жуза Абулхаир-хан с согласия Шакшак Жанибекаобратился к русскому императору с просьбой о помощи и принятии ханства младшего жуза в подданство России. Впоследствии Шакшак Жанибек был использован Российским военным ведомством в борьбе с восставшими народами (башкирами, калмыками и т.д.) и ему императором присвоено было звание – тархан, что равносильно фельдфебелю.
Другим важным этапом борьбы казахского народа с джунгарами в сороковые годы XVIIIвека было прославление таких батыров, сподвижников хана Аблая (прадеда Чокана Валиханова) как Жанибека, Хуламбека, Естербека, Баяна, Тлеука. Все они принадлежат к среднему жузу. Благодаря им казахский народ сумел отстоять свою независимость. Надо отметить, что хан Аблай под влиянием своих батыров, придворного акына Жырау, государственного советника Бухар Жырау (в городе Караганде проспект Сталина теперь носит имя Бухар Жырау) полностью соглашение хана младшего жуза Абулхаира не признал и был против колонизации Казахстана царской империей. Аблай не выполнял указы царя, не позволил в среднем жузе (сегодня это Восточно-Казахстанская, Семипалатинская, Карагандинская, Жезказганская, Павлодарская, Акмолинская, Кокшетауская, Северо-Казахстанская, Торгайская, Костанайская области кроме Джетыгаринского, Камышынского районов) строить крепости, принадлежащие царской империи, не признавал он звание и форму данные царем. Однако после смерти Аблай хана царская империя стала наверстывать свое, что сразу вылилось в национально-освободительное движение казахов среднего жуза. Одним из руководителей этого движения был Кенесары, внук Аблая. Десять лет (1837 - 1848) народ вместе с ним сражался за свободу и независимость. Эта борьба дала много новых имен батыров: Махамбет, Исатай, Наурызбай, Бахарбай, Агабайи другие.
Кенесары посвящено множество исторических повествований, поэм, стихов. Первая поэма о нем была опубликована до октябрьской революции. Автором ее является известный казахский ученый, политический деятель, член государственной думы России, член кадетской партии Алихан Боксиханов. Это издание было первым и последним, так как впоследствии советская власть запретила ее переиздавать.
Цитата: «Он богатство не ставил в грош, Теплотой сердечной богат, Презирал кичливость и ложь, К цели шел, не страшась преград»