По
смерти Ивана Грозного восемнадцать лет судьба русского государства
и народа была связана с личностью Бориса Годунова. Род этого человека
происходил от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV в. в Орде крещение
от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии. Памятником
благочестия этого новокрещенного татарина был построенный им близ
Костромы Ипатский монастырь, сделавшийся фамильной святыней его потомков;
они снабжали этот монастырь приношениями и погребались в нем. Внук
Захарии Иван Годун был прародителем той линии рода мурзы Чети, которая
от клички Годун получила название Годуновых. Потомство Годуна разветвилось.
Годуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории
до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не удостоился
чести сделаться тестем царевича Федора Ивановича. Тогда при дворе
царя Ивана явился близким человеком брат Федоровой жены Борис, женатый
на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Царь полюбил его. Возвышение
лиц и родов через родство с царицами было явлением обычным в московской
истории, но такое возвышение было часто непрочно. Родственники Ивановых
супруг погибали наравне с другими жертвами его кровожадности. Сам
Борис по своей близости к царю подвергался опасности; рассказывают,
что царь сильно избил его своим жезлом, когда Борис заступался за
убитого отцом царевича Ивана. Но царь Иван сам оплакивал своего сына
и тогда стал еще более, чем прежде, оказывать Борису благосклонность
за смелость, стоившую, впрочем, последнему нескольких месяцев болезни.
Под конец своей жизни, однако, царь Иван под влиянием других любимцев
начал на Годунова косится, и, быть может, Борису пришлось бы плохо,
если бы Иван не умер.
Со смертью Ивана Борис очутился в таком положении, в каком не был
ещё в Московском государстве ни один подданный. Царем делался слабоумный
Федор, который ни в коем случае не мог править сам и должен был на
деле передать свою власть тому из близких, кто окажется всех способнее
и хитрее. Таким в придворном кругу тогдашнего времени был Борис.