Вот он, на цыпочках
и не богат словами.
Молчалины блаженствуют на свете.
А. С. Грибоедов
Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого
человека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб
рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений
Онегин», «Обыкновенная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и
черное» Стендаля, «Человеческая комедия» Бальзака и многие другие.
Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а
«высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме
некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и
нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.
Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь?
Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда?
Что важнее — человеческое достоинство или карьера? На эти и многие
другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича
Молчалина.
По происхождению и социальному положению он не принадлежит к
столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин
асессора и взял в секретари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина
оправдывается его поведением: это скромный молодой человек,
благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит
сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего
страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что
благопристойность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая
подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он
признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем
людям без изъятья», даже собаке дворника.
Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую,
добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он
видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой
цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый
верный способ выслужиться — лесть, низкопоклонство, угодничество. Он
почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной
барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в
карты.
Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь
она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит
хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и
бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от
собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других»
или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молчалин не
знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так,
на всякий случай.