«Станционный смотритель» - одна из повестей, входящих в цикл «Повести
покойного Ивана Петровича Белкина», написанный А. С. Пушкиным осенью
1830 года в Болдине. Известно, что Болдинская осень - едва ли не самый
продуктивный период в творчестве
поэта: собираясь расстаться с холостой жизнью и предчувствуя
ограниченность времени, которое у него будет оставаться для творчества
после женитьбы, Пушкин, казалось, старался успеть написать как можно
больше. С другой стороны, предстоящая женитьба, несмотря на все
огорчения, связанные с устройством свадьбы, не могла не радовать поэта,
не заставлять трепетать и волноваться его сердце. Творческому
вдохновению способствовала и пора года - любимая Пушкиным осень. Лирика
этого периода как нельзя глубже отражает внутреннее состояние поэта:
радостные, игривые нотки перемежаются в ней с тревожными и грустными.
Однако хорошее настроение преобладает. Оно побуждает Пушкина
экспериментировать, пробовать себя в прозе. Так появляются «Повести
Белкина», проникнутые «веселым лукавством ума» (слова эти когда-то
Пушкин сказал о творчестве И. Крылова). Пушкинского «веселого лукавства
ума» трудно было не заметить: не зря Баратынский при чтении повестей, по
словам самого поэта, «ржал и бился».
Однако не все повести цикла занимательны и веселы. Есть среди них и вполне серьезные, и грустные. Такой является и повесть
«Станционный смотритель», написанная в духе лучших произведений
сентиментального направления: униженный и печальный герой; финал - в
равной степени и скорбный и счастливый; повесть проникнута пафосом
сострадания. Но от традиционного сентиментализма ее отличает особенный
характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы
отрицательны во всем; здесь нет и прямого зла - и в то же время горе
простого человека, станционного смотрителя, от этого не становится
меньшим.
Что только не ставят в вину станционному смотрителю: «Погода
несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват
смотритель…». Для большей части проезжающих станционные смотрители -
«изверги рода человеческого», и это несмотря на то, что многие «сии
столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы
услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не
слишком сребролюбивые».
Таким был и пушкинский герой - Самсон Вырин. Семья у него была
небольшой - он да красавица дочь Дуня. Ей с детства пришлось взвалить на
свои хрупкие плечи всю женскую работу: жена Самсона умерла. В
четырнадцать лет никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме,
прислужить проезжему: Дуня была мастерицей на все руки. И отец, глядя на
ее проворство и красоту, не мог нарадоваться.
Сам Вырин, как он представлен в начале повести, - «свежий и бодрый»,
общительный и неозлобленный, несмотря на то что незаслуженные
оскорбления так и сыпались на его голову. И как же способно изменить
человека горе! Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор,
остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и
бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным
утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив
родительского согласия, Дуня - его жизнь
и надежда, ради блага которой он жил и работал, - бежала с проезжим
гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что
его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких
опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще страшнее, с собой -
стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек
низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое
порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше
материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с
опустошенностью души.
Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с
изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец
блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не
возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем
зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге,
молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут
улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может
быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…».
Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Вот тут
и сдался станционный смотритель - запил окончательно и через некоторое
время умер, не дождавшись дочери.
Настоящий патриот, Пушкин не мог не преклоняться перед душевной
чистотой русского народа. Повесть «Станционный смотритель» - это глубоко
философский взгляд на жизнь, в произведении отражается мудрость
большого художника. «Повестям Белкина» пришлось выдержать нападки
критиков.