Это очень упрощенная концепция. В ее основу положено допущение, что каждый производитель стремится максимально нарастить объем своих продаж. При наличии конкуренции, покупатели стремятся покупать более качественный товар, соответственно, товар более высокого качества пользуется большим спросом. В отсутствии конкуренции покупатель вынужден брать нужный ему товар у единственного производителя вне зависимости от качества товара. В этом случае производитель имеет возможность снижать свои издержки за счет снижения качества товара при его неизменной цене.
На самом деле снижение качества товара при неизменной цене следует рассматривать как один из маркетинговых ходов. Есть и другие маркетинговые ходы. Скажем, монополист может производить две линейки товаров. Одну линейку низкого качества, другую более высокого. Каждый из товаров в своей нише будет без конкурентов. Однако, различие качества между брендами будет присутствовать. Хороший пример - производство процессоров Интел. По существу, процессоры АМД не конкурируют с Интел, т.к. не обладают рядом возможностей процессоров Интел. Однако, фирма Интел постоянно работает над выпуском более совершенных процессоров.