В творческом наследии Пушкина существует цикл небольших
драматических произведений, называемых «маленькими трагедиями». По
характеру они близки к философской лирике. В них также поднимаются
большие общечеловеческие проблемы, связанные с вопросами о смысле жизни,
о смерти и бессмертии, о назначении искусства.
В их изображаются души людей, которые захвачены всепоглощающей и
разрушительной страстью. «Маленькими» они были названы, потому что
включают всего 3 сцены. Перед читателем открывается сразу действие в
кульминационный момент, в который один из героев стоит перед лицом
смерти и трагедия заканчивается его гибелью.
Пушкин изображает своих героев – Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур.
Моцарт Пушкина
– это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам,
веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери – человек,
которого с одной стороны восхищает музыку Моцарта, с другой – он,
мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы.
В произведении фактически победа достается Сальери. Но он остается
живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник
внутреннего конфликта – зависть. Весь смысл произведения заключается в
финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может, прежде
всего, жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной
радости бытия, способностью ценить каждое мгновение.
В своих «Маленьких трагедиях» Пушкин
пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим
людям. Поэтому образы, созданные писателем остаются актуальными и до сих
пор.