К началу XVI в. Франция почти завершила свое территориальное объединение и была сплоченным и сильным государством. Последнее крупное герцогство - Бретань - соединилось с Францией в результате браков французских королей Карла VIII, а затем Людовика XII с герцогиней Бретонской; это соединение было окончательно оформлено торжественным актом в 1532 году.
Немногочисленные теперь крупные феодальные сеньоры вынуждены были поступить на службу к могущественному королю Франции и вошли в состав придворной знати. Вдали от Парижа, на юге Франции, вельможи, правда, пытались вести себя довольно самостоятельно. Их местные распри принимали подчас характер феодальных усобиц; они пробовали даже по старому феодальному обычаю «отъезжать» от своего государя и переходить на службу к другому. Однако, французские короли к тому времени обладали уже достаточно сильной властью и ресурсами для того, чтобы наказывать непокорных вассалов и «разъяснять» им непривычное для них понятие государственной измены.
О трудном и медленном пути объединения Франции в начале XVI века напоминало также существование в ряде окраинных провинций местных сословных учреждений - провинциальных штатов, которые имели право договариваться с правительством о размерах налога, падавшего на данную провинцию, и распределять налоги между плательщиками (Лангедок, Прованс, Дофинэ, Бургундия, Бретань, Нормандия).
К началу XVI века Франция была самым большим по территории и по количеству населения (15 млн.) централизованным государством в Европе. Но в отличие от Англии, для которой XVI век был началом быстрого и успешного капиталистического развития, Франция экономически развивалась значительно медленнее, соответственно не происходило радикальных изменений и в ее социальной структуре.