После разгрома декабристского движения и официального запрета
масонства на территории Российской империи пора реакции, связан с именем
царя Николая I. Для Украины он отметился дальнейшим наступлением на ее
права, нивелированием ее особенностей и государственной памяти.
Первое официальное упоминание о Кирилло-Мефодиевского общества
связана с доносом, когда в марте 1847 студент Киевского университета
Алексей Петров донес царским властям о тайном обществе, которое он
случайно обнаружил. Полиция сразу же арестовала ведущих членов этой
группы и доставила их в Петербург. В результате усиленных допросов
власти узнали о существовании Кирилло-Мефодиевского общества - первой на
Украине организации политического направления.
Вскоре стало очевидным, что опасения властей относительно наличия
широкого подпольного движения были преувеличены. Общество состояло всего
из десятка активных членов и несколько десятков сочувствующих. В группу
входили молодые представители украинской интеллигенции во главе с
Николаем Костомаровым (одаренным историком и преподавателем
университета), учителем Василием Белозерским (выходец из дворян) и
Николаем Гулаком (мелким, но высокообразованным чиновником). Хотя два
других интеллигенты - преподаватель гимназии и писатель Пантелеймон
Кулиш и уже хорошо известный поэт Тарас Шевченко - поддерживали с
обществом не слишком устойчивые связи, их также арестовали.
Общество было не только малочисленным, но и ограниченным в своей
деятельности. В течение примерно 14 месяцев его существования "братья"
собирались несколько раз на длительные философские и политические
дискуссии (во время одной из них как раз и присутствовал доносчик
Петров) и подготовили ряд положений своей программы.
1. Предпосылки возникновения
Кирилло-Мефодиевского общества
Польское восстание 1831 серьезно напугало правительство Российской
империи. В ходе его довольно жестокого подавления российская власть
пыталась подорвать не только экономическую основу польского
освободительного движения, конфискуя имущество повстанцев (правда,
вскоре большинство конфискованных имений была передана родственникам
репрессированных, или передана им в аренду), но и уничтожить духовные
предпосылки польского патриотизма. С 1832 года российская язык стал
единственным официальным во всех учреждениях Правобережья, закрыто
значительное количество костелов.
Университет, основанный по императорскому указу, должен был также
заменить собой Киево-Могилянской академии как центр светского
образования со значительными историческими и гуманистическими
традициями. Сама академия превращалась в учреждение, готовил
исключительно служителей православной церкви.
Процесс овладения умами молодежи идеями служения собственным нации и
народа, который отождествлялся с трудящимися и угнетенными массами
населения, развивался, как уже отмечалось выше, в контексте тогдашних
европейских тенденций.
В начале 40-х годов XIX в. центром украинского
национально-освободительного движения становится Киев. Студенты и
молодые преподаватели университета организовали здесь тайный кружок
"Киевская молодая", поставив своей целью способствовать развитию
духовных сил украинской нации и освобождению крестьян из крепостной
зависимости.
На своих заседаниях кружка обсуждали будущее Украины, изучали труды
французских философов-утопистов - Сен-Симона, Фурье, интересовались
процессами возрождения соседних народов: поляков, чехов, хорватов,
сербов, болгар, словаков, словенцев и мечтали "чтобы все славяне стали
добрыми братьями" и "брат с братом обнялись и поговорили слово тихой
любви во веки и веки ".
Этот круж