Стихотворение «Зимнее
утро».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Павловском
Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт
очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и
Евпраксией.
Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его —
романтический. Основная тема — соотношение настроений человека и
природы, смена контрастных состояний в природе и человеческой душе.
В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Открывается оно
прелестным зимним пейзажем и обращением к любимой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз»
(скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солнце» (тепло, жизнь,
любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица,
«звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу,
спокойствие, сон, ей трудно «пробудиться к жизни». Образ героини здесь
сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же,
напротив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И
уже в этом мы видим определенное противопоставление.
Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт создает
контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела, —
А нынче… погляди в окно…
Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная,
унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним
впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное
утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта
символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о
чередовании жизненных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.
В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега
противопоставлены лесу, чернеющему вдали, прозрачному и обнаженному,
речке, скованной льдом.
В четвертой строфе мы видим описание комнаты, переносимся в атмосферу
тепла, уюта, света. Душа героя распахнута навстречу будущему — новому
прекрасному дню:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная
печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки
противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, покоем,
неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».
В последней строфе возникает мотив движения, бега в противовес покою и
неподвижности в застывшей зимней природе:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает
свою возлюбленную разделить с ним его привязанность.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстинами. Поэт
использует разнообразные средства художественной выразительности:
эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»),
олицетворение («вьюга злилась»), сравнение («луна, как бледное пятно»),
намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит
затопленная печь»).
Таким образом, природа в этом произведении созвучна настроению
человека, испытывающего удивительное чувство радости и полноты жизни.