Мрамор - это прекрасный, до сих пор непревзойденный материал для ваяния, широко применявшийся уже античными мастерами. И свое название мрамор получил в Древней Греции. В переводе “marmor” означает “блестящий камень”. Греки считали его камнем богов, имея в виду прежде всего его высокие скульптурные качества. Благодаря способности пропускать свет на глубину, камень “оживает” - вокруг него создается легкий светящийся ореол, повторяющий контуры. Кроме того, он обладает уникальными пластическими возможностями. Эти свойства камня, характерные для лучших сортов мрамора, заметили еще в Древней Греции, и античные мастера стали использовать его для ваяния. Мраморные статуи словно излучают тепло человеческого тела, камень как будто оживает и передает состояние души.
В античные времена мрамор использовали главным образом в архитектуре и скульптуре. Богине охоты и природы Артемиде, которую древние греки признали идеалом женской красоты, жители Эфеса воздвигли великолепный храм, ставший одним из семи чудес света. Его украсили 125 колоннами из белоснежного блестящего мрамора. Из белого камня, который добывали на горе Пантеликон вблизи Афин, греки построили Парфенон, храм Зевса Олимпийского. Из паросского мрамора гениальный античный мастер изваял знаменитую “Венеру Милосскую”, находящуюся в Лувре. Из этого же мрамора и другая Венера - Таврическая, которая экспонируется в Эрмитаже.
Виспользовании мрамора не отставали от древних греков и древние римляне, благо не было недостатка в собственных месторождениях этого чудесного материала и ввозить его не приходилось. Более двух с половиной тысячелетий добывают мрамор в отрогах Апуанских Альп в Карраре (белый и цветной каррарский мрамор до нашего время считается одним из лучших в мире). Сахаровидный камень этого месторождения пропускает свет на глубину 4 см. Такое высокое светопреломление характерно только для самого высокосортного мрамора.
В средние века в применении мрамора было небольшое затишье, но ближе к нашему времени (XVI - XVII вв.) о нем опять вспомнили и с успехом использовали при создании дворцовых интерьеров. Насчет использования мрамора в Древней Руси к сожалению ничего сказать нельзя. А вот природные камни в строительстве здесь использовались издавна. Наиболее древние сооружения из камня известны в Закавказье, Крыму, Европейской части России. Как правило, это были культовые и крепостные сооружения. В каменных постройках городов Киевской Руси и Херсона использовался мрамор, известняк и мраморизованный известняк. Основным строительным материалом при строительстве крепостных сооружений древнего Новгорода являлся гранит и известняк. Широкое применение нашел белый известняк в постройках XI-XII веков во Владимиро-Суздальской и Новгородской Руси и в более поздних московских памятниках архитектуры.
Эпоха расцвета русского камнедобывающего и камнеобрабатывающего ремесла началась в XVIII веке, когда Петр I и его преемники строили и украшали новую столицу - Петербург. Причем был издан правительственный указ, запрещающий ввоз декоративных камней из-за границы и предписывающий находить, добывать и обрабатывать камень в России. При Петре I были построены Петропавловская и Кронштадская крепости, здание Адмиралтейства с доками и верфью, соборы, дворцы и различные государственные здания. При строительстве в основном применялись камни из Олонецкой губернии (Карелия) — мрамор, гранит, брекчия, сланцы. Камни добывались в виде цельных колонн, больших блоков для цоколей, пьедесталов, скульптур и т.д. Колонны Исаакиевского собора высотой 17 м, диаметром 2,13 м, массой 115,6 т; Александровская колонна высотой 25,6 м и диаметром у основания 3,66 м были изготовлены из гранитных монолитов, добытых в карьере Пютерлахской каменоломни около г. Выборга.
В 20-30-х годах нашего столетия камнедобывающая и камнеобрабатывающая отрасль промышленности стала интенсивно развиваться на Украине, Урале, в Средней Азии, Закавказье и Сибири. Это было связано с началом строительства и реконструкции крупных городов, сооружением Московского метрополитена. Для облицовки стен, колонн и устройства полов на станциях метро г. Москвв