Автор популярного учебника по истории СССР, известный ученый В. В. Мавродин писал: «Как мало внимания уделяют исследователи языку древнего населения края в том виде, в каком он отложился в названиях рек, озер, болот, холмов, лесов! Как незаслуженно забыт этот чрезвычайно ценный источник...»
Изучением географических названий занимается наука топонимика. «Язык земли» без конъюнктурных искажений, будто древний летописец рассказывает историю нашей родины. Он не поддается фальсификации. Здесь ничего не придумаешь, ничего не сочинишь. Нужно только прислушаться.
Часто название происходит от имени или прозвища ее основателя, владельца, известного человека. Например, городское поселение Ашукино названо по фамилии купца или его вдовы, которые построили железнодорожную платформу.
Многие отождествляют название поселка Софрино с именем сестры Петра Великого — царевны Софьи. Однако вначале это был поселок Ивана Сафарина, что подтверждается документами XVII в., потом Сафорино. Со временем одну букву «съели» и получилось короткое — Софрино.
Название города Пушкино некоторые связывают с именем великого поэта или с литьем пушек. На самом деле «село на реке Уче» в XIV в. принадлежало Григорию Морхинину по прозвищу Пушка, который действительно был далеким предком Александра Сергеевича. Бытуют и другие версии, но такое объяснение утверждено топонимической комиссией Русского географического общества и отражено в словаре Никонова в 1966 г.
Некоторые топонимы имеют очень интересную, порой забавную историю. Ивантеевка получила свое название после слияния двух сел: Копино «и Вантеево тож». Соединительный союз «и» стал первой буквой нового слова, а «Иван» тут ни при чём.
У села и одноименной усадьбы Ельдигино к северу от Пушкино, которыми с 1662 г. владел князь Григорий Семенович Куракин, необычное название. Оно произошло от вятского слова «елдыжить», то есть вздорить, затевать споры, придираться. Слово имеет негативный оттенок. Елдыжник — это шаромыжник, жулик (а из лексикона современных финансистов годится понятие «рейдер»). Видимо, село долгое время было спорным и досталось владельцу после длительных разбирательств.
Гидронимы, названия рек, пришли к нам из более древних времен, чем названия селений, поэтому не всегда понятны. До славян на территории Пушкинского района селились племена балтов и угрофиннов. Они оставили след в названиях многих, в основном крупных рек. Мелкие речки обживались позже, и такие топонимы подверглись сильному влиянию славянских языков.
Уча, левый приток Клязьмы, на котором стоит Пушкино, может быть, называлась в древности Ухча, Укша или Укса, что с финно-угорского языка переводится просто — «река». Быстрая, извилистая Воря упоминается в грамоте Ивана Калиты как Вора, имеет корни в языке балтов и означает «изменчивая»: возможно, раньше река часто меняла русло. Гидроним Скалба можно перевести с литовского как «место стирки одежды».
Топонимы позволяют раскрывать секреты прошлого, от которого не осталось других свидетельств: область расселения народа, особенности языка. Порой географические названия переживают не только объект, но и создавший их язык. На этой почве рождается масса нелепых домыслов. Многие жители района наверняка слышали историю о том, как жена Юрия Долгорукого, переправляясь через реку, подвернула ногу и воскликнула: «Ах, я хрома!» Отсюда пошло название реки — Яхрома. Конечно, это не так. В этом гидрониме ученые выделяют корень яхр—ягр, который встречается севернее Москвы, но его значение — предмет для будущих открытий. Название реки Клязьма историки не могут с уверенностью отнести ни к одному из языков. Возможно, это так называемый субстратный гидроним, который многократно изменялся под влиянием разных народов.
Не все с топонимами настолько сложно и непонятно. Есть простые говорящие, произошедшие от русского корня названия. Талица — река полноводная весной, когда несет потоки талой воды, в нашей полосе такой гидроним встречается повсеместно. А если вода в реке Сумерь покажется вам прозрачной, не огорчайтесь: возможно, река за время поменяла русло или характер дна.
В топонимике родного края и наше поколение оставляет след для потомков. Приезжая в Королев, люди всегда будут вспоминать великого ученого, основоположника отечественной космонавтики — Сергея Павловича Королева.