Основные мысли рассказа - стремление к знаниям через преодоление препятствий. Мудрость как итог познания. Страх перед трудностями познания и поиск путей их преодоления.
Крестьянский мальчик Филиппок, герой Л. Толстого, учился в сельской школе во второй половине 19 века. У него как и у других школьников того времени были псалтырь, чернильницы, перья, колокольчик, перочинный нож, пенал. Ученическая форма Филиппка - косоворотка. Еще у него огромные валенки. сам он маленького роста. Филиппок про себя говорит: "Я бедовый, я ловкий". Герой рассказа произносит свое имя так: "Хвилипок". У Филиппка была сильнейшая тяга к знаниям, однако по дороге в школу у его настигли неприятности, и он вынужден был убежать, свернув тем самым с пути в школу. После длительной рефлексии тяга к знаниям все же победила, и Филиппок в школу все-таки пошел.
Рассказ написан по плану
1. Филиппок отправляется в школу.
2. Скучно дома.
3. Дорога в школу.
4. Встреча с учителем.
5. Раздумье у порога школы.
6. Филиппок читает.