Вовлечение широких традиционных масс в политику обычно сопровождается
привнесением в политическую жизнь и их традиционных предрассудков, что
ведет к снижению ее уровня. В Индии же получилось наоборот: ИНК опирался
на гандизм, вобравший в себя все лучшие, неагрессивные,
ненасильственные характерные черты социально-религиозных представлений
индийской цивилизации. Это способствовало достижению страной
политической независимости с наименьшими издержками (избежать
кровопролития на последнем этапе борьбы в связи с выделением Пакистана
было, видимо, невозможно).
В отличие от ИНК, который первые 45
лет своего существования ограничивался требованиями частных уступок, и
только в 1930г. выдвинул лозунг "пурна сварадж" полной независимости,
КПИ родилась с этим требованием. Компартия была готова к использованию
насильственных методов деколонизации Индии; руководство КПИ
противопоставляло революционную "тактику Ленина" ненасильственным
методам Ганди, которые квалифицировались как не столько средство
приближения независимости, сколько средство обеспечения интересов
индийской буржуазии в процессе ее завоевания.
Призывы КПИ к
насильственному свержению колониального режима не нашли в стране
достаточно широкой поддержки. Это обусловлено отсутствием в индуистском
обществе традиции активного организованного социального протеста и
насилия (для верующего индуса лозунг социального равенства и
справедливости неубедителен и даже бессмыслен, т. к. он противоречит
идее кармы и индивидуальной ответственности каждого за социальную
неполноценность в данном сегодняшнем перерождении). Таким образом, и
тактика КПИ в борьбе с колониализмом, и конечные социальные цели Партии
оказались чуждыми традиционному индуистскому обществу. При всей
последовательности своей антиколониальной борьбы КПИ не удалось
оттеснить Конгресс от руководства НОД, поскольку тактика ИНК в большей
степени соответствовала реалиям страны.
Не нашли поддержки и
призывы первых индийских коммунистов к Советской России о вторжении
Красной Армии в Индию, которое должно было стать "началом" общенародного
восстания против колонизаторов. И в ЦК РКП, и в Коминтерне им
сочувственно, но твердо объяснили, что "экспорт революции" не может
заменить зрелости предпосылок национального освобождения внутри самой
Индии.
КПИ допустила также ряд конкретных тактических ошибок:
она считала национальную буржуазию реакционной силой, не имеющей
антиимпериалистического потенциала (один из первых индийских коммунистов
Рой, член Исполкома Коминтерна, которого Ленин не смог переубедить в
этом вопросе, был даже исключен за догматизм и сектантство из
Коминтерна). Резко антибуржуазная настроенность КПИ привела ее к
левацкой тактике создания "своих" профессиональных и крестьянских
союзов, рабочих партий - тем самым КПИ изолировала себя от массового
движения, оставив его на откуп Конгрессу.
В любом случае,
независимо от жертв, понесенных коммунистами в борьбе за освобождение
Индии, само существование КПИ принесло пользу НОД. Непримиримая тактика
КПИ была постоянным напоминанием Лондону о возможной перспективе
развития событий в случае отсутствия с его стороны уступок умеренному
Конгрессу. Наличие КПИ в качестве альтернативного Конгрессу конкурента
на руководство НОД вынуждало ИНК быть более последовательным и
настойчивым в антиколониальной борьбе. Не избежал Конгресс и идейного
коммунистического влияния на себя (напр., Дж. Неру в 1927 г. после
посещения СССР назвал эту страну "светлым пятном в темном мире". После
этого Дж. Неру утвердился одним из лидеров левого крыла ИНК). Однако, в
целом разница тактик, целей и идеологий обусловила сложность
взаимоотношений ИНК-КПИ на этапе НОД.