На первый план в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
вынесен конфликт отношений дворянского сословия и крепостных людей, находящихся
у первых в подчинении и в услужении, одним словом, им принадлежащих и являющихся,
по сути, их рабами.
Крепостные настолько смирились с участью рабов, что не
представляют другой жизни, а если и представляют, то сразу встает неизбежность
страшного наказания. Дюжие мужики ходят по струнке, покорны, девка Татьяна
почти как не живая, со всем согласна. Выделяется из дворовой челяди один
человек – дворник Герасим. Герасим нем и глух, но не глухо и не немо его
сердце. Он искренне и с теплотой относится к дворовой девке Татьяне и искренне
любит своего верного друга – собачку Муму. Но Татьяну выдают замуж за другого (Герасима
обманули с целью отвадить его от Тани, подстроили, как будто девушка пьяная (а
Герасим жутко не любил пьяниц), и Герасим разочаровался в ней, сам толкнул ее к
Капитону, показывая, что пьяница пьянице пара). Этот поступок характеризует его
как человека принципиального, любящего порядок, не терпящего предательства. А
Муму, самое любимое существо, ему пришлось собственноручно убить по приказу
барыни. В подчинении, связанной по рукам и ногам воле крепостного раскрывается главный
конфликт произведения: через образ немого Герасима автор раскрывает образ всего
«бессловесного» крепостного русского народа, не имеющего своей воли, голоса,
жизни.
Будущее героя представляется двояко: или он все так же
после побега живет в своей деревне и в удовольствие работает на поле (может,
женится, ведь он способен прощать и забывать прошлые обиды), а может быть,
приглянется своей силой какому-нибудь другому барину и пробудет у него в подчинении
при дворе до конца дней своих (а если сбежит, то поймают и накажут). Начало фразы
«И живет до сих пор Герасим» можно истолковать с той точки зрения, что автор в
современной ему действительности изменений не видит: все так же будут
властвовать и заниматься самоуправством дворяне, и все так же будут подчиняться
и проживать чужую жизнь в неволе крестьяне.