Произведение Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" отличается от многих других сказок своим языком, сюжетом. Здесь реальное событие переплетается с фантастическим. В произведение автора встречаются мотивы волшебных рыцарских романов. В своем творчестве писатель затрагивает самые главные, важные нравственные задачи героев.
С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. А так же учит нас, читателей, быть такими же и вызнать урок из этой сказки для своей жизни.
Главный герой Алеша - это мальчик оказался далеко от дома. Он не падает духом, весело играет с товарищами, прилежно учится и читает очень много. Алеша мечтательный ребенок. У него необузданная фантазия, живой , активный характер.
Алеша способен к добрым поступкам, которые, в свою очередь преподносят нам уроки, Он прибегает к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Он учит нас быть сильными, смелыми, отважными, учит любить и ценить самое дорогое то что есть, не только по отношению к себе, но и к окружающим. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он , не задумываясь, отдает ворчливой кухарке золотую монету , которую берег, потому что это был подарок от любимой бабушки. Мы , как читатели, несомненно оценим такой поступок. Он заслуживает уважения. Для себя подчеркнем важные моменты: иметь сердечную отзывчивость, трудолюбие и вежливость.
За спасение его любимицы Алеша просит у гнома выполнить его желание: отдать волшебное средство, которое помогает не учить уроки, а сразу их запоминать и отвечать без запинки. Такой поворот нас учит как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит смысл и воспитательное значение волшебной сказки Погорельского.
И вот наш герой получает свой заветный подарок:конопляное зернышко. Он теперь может отвечать любой урок без запинки. И тут автор дает нам понять. А ведь зная пословицу: "Без труда не поймать и рыбку из пруда", мы понимаем ,что "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Задумаемся...Ведь по словам автора "мальчик был добрым, милым и скромным", а теперь у него есть то , что нет ни у кого. И действительно, он никогда не станет тунеядцем. Но мы понимаем, что очень сильно нужно перебороть в своей душе положительное и отрицательное начало, добра и зла. Алеша впервые появляется с этим семечком на уроке, ответив все правильно, мальчик не ощущает такого удовольствия как было раньше. Внутренний голос ему говорит, что он не достоин всего этого, потому что это самообман. И совершенно верно. Никогда не испытаешь истинного удовольствия , если не поучаствуешь в этом сам. Лучше самому ответить так как позволяет совесть, чем обмануть учителя и потом в душе себя обвинять.
В дальнейшем Алеша теряет всю остроту таких событий. Душа заглушается. В мальчике растет себялюбие, самомнение и чванство. Праздность калечит Алешу и приносит страдания. А для себя я понимаю, что если вдруг у меня такое произойдет, то я никогда не возьму этот подарок, потому что если я его потеряю, то перед всеми детьми своего класса я буду жалким для всех. Я не хочу предать своих лучших друзей, так как сделал это герой. Во время порки розгами Алеша проговорился откуда он взял конопляное семечко и все подземные жители покинули свое родное место. Я не буду таким предателем как этот мальчик. Я вырасту достойным для всего народа.
Разыгравшаяся трагедия была следствием неразумного поведения. Не нужно кидаться в омут с головой. Нужно все свои действия оценивать разумно. Не нужно превращаться в кого - то , а надо оставаться самим собой! Самое главное в жизни быть настоящим человеком!