XVIII в. в Европе возникло широкое культурное движение, известное в
истории под названием Просвещения. Оно явилось выражением буржуазной
оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных
отношениях, государственном строе и господствующей идеологии,
тормозивших развитие капитализма. Идеи Просвещения нашли широкое
отражение в литературе и искусстве ведущих стран Европы. В Германии
главным центром литературного движения в первой половине века
Просвещения была Саксония, особенно торговый и университетский город
Лейпциг. Здесь протекала деятельность влиятельного пропагандиста и
теоретика классицизма Готшеда (1700–1766). Готшед восставал «во имя
разума» против средневековой фантастики; его бесспорной заслугой
является борьба за ясный и правильный немецкий язык, за восстановление
прямой связи театра с литературой, за поднятие немецкого театра на
уровень европейского театра того времени. В эпоху Просвещения создавал
свои произведения немецкий писатель—просветитель Воланд (1733–1813). Его
современники называли «немецким Вольтером», которого он действительно
напоминал изяществом стиля, остроумием, смелыми выпадами против
официального лицемерия и некоторыми другими чертами таланта. Под
влиянием просветительских идей сложилось реалистическое творчество
немецких портретистов Антона Графа (1736–1813) и Иоганна Фридриха
Тишбейна (1722–1789). Самое заметное место в немецком искусстве XVIII в.
принадлежит музыке, представленной в первой половине этого века
мужественным, полным глубокого чувства творчеством Баха и Генделя –
выдающихся немецких композиторов. Развитие немецкой музыки было тесно
связано с Реформацией. Современник Баха, Г.Ф. Гендель (1685–1759)
написал более 40 опер, из которых наибольшей известностью пользовалась
опера «Родалисто». В эпоху Просвещения создавали свои великолепные
музыкальные произведения австрийские композиторы Глюк, Гайдн и Моцарт.
Широко известны замечательные музыкальные произведения В.А. Моцарта
(1756–1791): «Реквием», опера—комедия «Свадьба Фигаро» (1786 г.),
опера—драма «Дон—Жуан» (1787 г.) и философская опера—сказка «Волшебная
флейта» (1791 г.). Французская художественная литература эпохи
Просвещения сделала важный шаг в направлении реалистического отображения
действительности. В творениях Вольтера и Руссо французская
художественная литература непосредственно сливается с передовой
общественной мыслью эпохи Просвещения. Борьба за новые эстетические
идеалы достигает своего кульминационного пункта в период расцвета
деятельности Дидро и энциклопедистов. Архитектура, живопись, ваяние,
музыка – все эти виды искусства также испытывали на себе плодотворное
влияние передовых идей Просвещения. Ясность и простота, гармония и
пропорциональность всех частей архитектурной композиции – вот к чему
стремились архитекторы, испытавшие влияние просветительской мысли.
Представителями демократического направления в живописи были французские
художники Шарден (1699–1779) и Грез (1725–1805). Заслуга реформы
итальянского театра в духе эпохи Просвещения принадлежит Карло Гольдо—ни
(1707–1793). В своих комедиях Гольдони указывает на деловитость,
предприимчивость и семейные добродетели буржуа. К концу XVIII в.
буржуазия Европы наслишь окрепла, что ждала от искусства эпохи
Просвещения призыва к подвигу, прославления гражданской доблести,
героики борьбы.- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/new_time_history/section-35.html