В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая маска с заранее заданными свойствами. Они требуют от участников только одного — знания правил игры. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Если человек хорошо ориентируется в ситуации, если он компетентен в ритуалах, то эффективность общения будет для него высокой.
Ритуальное общение — индивидуальный стиль общения, свойственный очень многим людям. В подобном стиле осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны.
Но все-таки редко ритуальное общение преобладает в жизни. Часто оно бывает лишь прологом к другому общению, воротами в него. Когда ритуальность нарушается, тогда начинается другое общение. Ритуальное общение — это чисто социальное общение, из которого «по правилам игры» изгоняются все «психологические» , т. е. индивидуальные, личностные черты, где они не важны, не нужны, даже мешают, где главное — достижение слияния с социумом, выражение себя как члена общества и поддержание этого единства с ним.
В жизни различных народов (этносов) значительную роль играет межкультурное взаимодействие (общение) . При этом этносы делятся на доноров и реципиентов, примечательно, что один этнос с другими этносами способен одновременно выступать как донор и как реципиент. Решающую роль в этом диалоге культур занимает переводчик, организующий межкультурную коммуникацию, выступающий в качестве носителя двух языков и культур как преобразователь внешней формы сообщений из одной культурной формы в другую. В качестве хрестоматийного примера функционирования этноса одновременно в роли донора и реципиента указывают на Киевскую Русь, заимствовавшую православие из Византии и передавшую его в ходе миссионерской активности другим этносом.
Кроме того, огромное количество людей временно живут или работают за границей, и потому находятся вне родной культуры.
Выделяют несколько категорий таких людей:
1) туристы, выезжающие на короткий срок;
2) бизнесмены, правительственные чиновники и ученые, совершающие не слишком продолжительные путешествия;
3) специалисты и бизнесмены, заключившие многолетний трудовой контракт, студенты, обучающиеся за рубежом;
4) иммигранты, которым необходимо быстро адаптироваться к чужой культуре.
Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной (в зависимости от того, в какую страну попал человек) культурой нормы поведения. В основном роли подразделяются на хозяев, гостей и чужаков. Последнюю категорию людей именуют так: пришелец, иммигрант, чужестранец, беженец. В Австралии используются такие понятия, как «новый австралиец» , «новый приятель» , «эмигрант, живущий на деньги, присылаемые с родины» . Американцы говорят о «постоянно проживающих чужестранцах» . В Европе слово «гастарбайтер» применяется по отношению к иностранным рабочим, пребывающим здесь по контракту или нелегально.
Часто эти люди допускают ошибки только потому, что незнакомы с нормами и правилами ритуальной коммуникации в другой стране. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную, но и невербальную информацию, основанную на речи, жестах и т. д.