Древний Египет и государства Месопотамии имели много общих черт в развитии, но также и отличительных.
Древние
египтяне создали бюрократическую государственную систему, в конечном
итоге отразившую их социальную систему. В Месопотамии, при некоторой
схожести, все-таки было более разнообразное социальное устройство,
приведшее к децентрализованной политической системе.
Археологические
свидетельства доказывают, что наиболее очевидные общие черты
проявлялись в том, что в обществах Древнего Египта и Месопотамии верили в
загробную жизнь, каждая культура имела уникальную письменность и
значительно проявила себя в искусствах и науках, повлиявших на культуру
всего человечества в будущем.
В Месопотамии в отличие от Египта не
было сезонных разливов Тигра и Евфрата, что привело к созданию
ирригационной системы. В некоторой степени это объясняет негативное
представление о загробной жизни и вообще боги в культурах Месопотамии не
являлись идеализированными персонажами. В Египте, расположенном на
плодородных почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную рассматривали
как гармоничное устройство. Загробная жизнь – самое желанное и священное
путешествие для каждого египтянина, готовившегося к нему на протяжении
всей жизни.
Шумерийцы, аккадцы, вавилоняне, жившие в государствах
Месопотамского региона, полагали, что не стоит разочаровывать богов и
религия, таким образом, состояла именно в службе богам, играя, конечно,
более важную роль в высших структурах. Священники в месопотамских
обществах имели большую важность, чем в Египте.
Возвращаясь к
общему, стоит отметить, что и Древний Египет и Месопотамияимели
социальную трехчленную иерархическую систему – царь, священники,
чиновники. Согласно законам Хаммурапи = свободные землевладельцы,
содержащие высшую власть, священников и чиновников; зависимые фермеры и
ремесленники; рабы, обычно из военнопленных. Главного священника в
Шумере и Аккаде воспринимали также как и царя (лугаль). Священники в
Египте, как правило, не участвовали в политической жизни, в отличие от
священников в Месопотамии.
В Египте чиновники выбирались из
достойных кандидатов, тогда как месопотамских государствах чиновничья
должность являлась наследственной.
Несмотря на доминирующую
патриархию в Шумере и Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели некоторые
права. Они могли владеть землей, торговать, управлять делом, хотя,
конечно, воспитание детей являлось главной задачей. С развитием
сельского хозяйства, возвышением среднего класса, в конечном счете, они
потеряли свои социальные статусы. В любом случае в Египте женщины
обладали большими правами, включавшие и собственность и право
наследования.