Педагог, по мнению В.П. Вахтерова, должен ставить «в основу воспитания
стремление ребенка к развитию».1 Этой цели и служат уроки-исследования. Для учеников
средней школы, как считают психологи, характерно исследовательское отношение к
изучаемому материалу. «Самое интересное изложение для подростка то, в котором не все
доказано»,2
– писал другой замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Поэтому именно
урок-исследование может помочь ученику «стать мыслителем и открывателем истин».
Чтобы «вывести подростка на эту своеобразную вершину», нужно, по мнению педагога,
вызвать «чувство удивления…тем, что в обычных, ничем не примечательных вещах таится
источник значительных мировоззренческих истин». Таким образом, данная форма урока
позволяет более эффективно изучать художественное произведение, так как создаются
условия для формирования навыка понимания текста. Также в ходе совместного с учителем
исследования учащиеся включаются в новый вид познавательной деятельности. Но при всех
достоинствах такого урока у учителя есть опасения, как уложить столь объемный материал в
рамки одного часа. В этом нам помогли компьютерные технологии, а также часть материала
была вынесена за рамки этого урока. Так, знакомство с устаревшими словами из баллады
возможно при повторении раздела «Лексика» в начале учебного года. А с летописным
источником учащиеся познакомились и попытались его перевести при изучении темы
«Русские летописи». Все это позволило сосредоточить внимание на главном –
художественных особенностях текста. А внимательное отношение к слову таких великих
художников, как А.С.Пушкин, помогает саморазвитию читателей, восхождению к тому, что
мы называем духовностью.
Цель: открыть для себя Пушкина, то есть стать «более русским и более образованным, более
свободным человеком»34
.
1 Вахтеров В.П. основы новой педагогики: монография.– Арзамас: А