Средневековые праздники
В средние века происходит расслоение массового праздника.
С одной стороны, в этот период утверждаются официальные празднества
церкви и феодального государства, прославляющие существующий порядок,
величие власти. С другой -- неофициальные, народные действа. Причем
именно праздники «смеющегося на площади народа» были по-настоящему
праздничными, наиболее массовыми, ибо они всегда были связаны со
стремлением к идеалу, устремлены в будущее.
В России в противовес официальным празднествам церкви развивались
яркие, необычайно массовые народные гулянья, которые были для народа
своеобразной отдушиной в подневольной жизни, создавали атмосферу
иллюзорной свободы, мимолетную возможность сообща высмеять социальное
зло. Внешняя веселость этих народных гуляний была реакцией на жестокость
и нелепость господствующих порядков, своеобразным протестом против
угнетения. Это очень хорошо понимали власти, из века в век неусыпно
державшие под надзором места массовых народных гуляний, постоянно
предпринимавшие попытки вытравить из них социальную сущность, классовый
характер. Заметим, что в эпоху господства религиозной ортодоксии
творческая активность в сфере досуга вообще была делом далеко не
простым. В России, например, светские и духовные власти жестоко
расправлялись со скоморохами и «глумотворцами» -- душой народных
гуляний. Уже Стоглав в XVI в. осудил «скоморошьи потехи» и «бесовские
позорища», а в царствование Алексея Михайловича скоморохи терпели
постоянные гонения. «Когда воцарился первый Романов, а особенно при сыне
его Алексее церковь и боярство истребили «скоморохов» и калик
перехожих...»1 -- писал А.М. Горький.