Средневековое мировоззрение обусловило специфические черты художественной культуры и искусства этой эпохи:
1 Обращенность к Богу. Искусство должно было приближать человека к Богу.
2 Символизм. Произведение искусства в целом и любой его элемент являлись знаками, образами сверхъестественной реальности.
3 Умозрительность. Живопись, скульптура, архитектура, литература носили в Средние века характер учительства и напоминания. Произведение искусства - текст, который должен был поучать. Назидательный характер носила средневековая литература: жития, притчи, поучения. В театральном искусстве назидателен жанр моралите — дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами. В музыке непрерывная, текучая, лишенная индивидуальности мелодическая линия должна была освобождать от власти повседневности.
4 Распространенность образа страдающего и оскорбленного человека. Во всех жанрах и видах средневекового искусства особенно часто встречаются сюжеты мученичества.
В эпоху Средневековья в Европе складываются первые художественные стили. В X—XII вв. в западноевропейском искусстве складывается романский стиль. Его особенности — приземленность, тяжеловесность, незамысловатость, ясность объемов. Наиболее ярко он проявился в архитектуре — господствующем в Средние века виде искусства. Башни в архитектурных строениях романского стиля образуют силуэт здания, типичный для романской архитектуры. Внешние формы аскетичны, но большое значение придается интерьеру, хотя и в нем господствовали простые строгие ритмы.
Для изобразительного искусства характерны выразительность жеста, систематическая последовательность повествования и пафос духовности. Как в Византии, так и в Древней Руси используется обратная перспектива. Человек в скульптуре романского стиля слаб и ничтожен. Особое внимание скульпторы уделяли чудовищам и демоническим существам, которые в изобилии помещались в интерьерах церквей. Романская эпоха породила и развила новые типы светской архитектуры: феодальный замок и городской дом.
С середины XII в. развивается готический художественный стиль. Его особенности, реализующиеся в архитектуре и скульптуре,предназначались уже не только для религиозных сооружений, но носили светскую направленность. Готический собор с ратушей становится средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии. Главным конструктивным новшеством готической архитектуры является стрельчатый свод, который позволял перекрывать пространства любого плана. Готика отрицала всякую идею тяжести, давления.
В готике утвердилось новое понимание человека, возвышающее его. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства, эмоции, переживания. Готическая статуя полна непрерывного движения без перемещения в пространстве, но с неудержимым стремлением вверх. В живописи появляется центральная перспектива.
Культура Средневековья, в целом, имела противоречивый характер. Унаследовав многие элементы античности, соединив их с образами язычества, она трансформировала их в христианское мировоззрение. Нельзя всю культуру европейского Средневековья рассматривать как общий регресс: многие ее достижения стали благодатной почвой для развития культуры эпохи Возрождения.