Пушкин показывает, что стремление делать добро для героев романа оказывается сильнее сословных перегородок. Даже разделённые классовыми интересами, они по-человечески помогают друг другу. Например, казацкий урядник Максимыч в сцене казни указывает на капитана Миронова, а на следующий день передаёт офицеру-дворянину Гринёву подарок от Пугачёва — коня да тулуп. При этом казак неловко утаивает полтину денег, и Гринёв, добродушно прощая этот обман, слышит в ответ: «Очень благодарен, ваше благородие, вечно за вас буду бога молить» (IX). Тот же Максимыч под стенами Оренбурга передаст Гринёву письмо от Маши и таким образом поможет обоим главным героям. Палашка — крепостная девка Мироновых — не бросает свою барышню-сироту, пока Маша находится под арестому Швабрина, хотя Пугачёв всем крепостным даровал свободу. После освобождения капитанской дочки Палашка уезжает с барышней в деревню Гринёвых. Гуманизм связан с общей исторической концепцией романа — с мыслью о том, что беспощадный крестьянский бунт несёт зло всем без разбору — и правым, и виноватым. Погибают капитан Миронов и его жена; остаётся сиротой их восемнадцатилетняя дочь; жители Оренбурга страдают и умирают от голода, осаждённые пугачёвцами; и мужики, и господа одинаково бедствуют на территории, охваченной восстанием. Гринёв вспоминает в своих «семейственных записках»: «Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам» (XIII).