Срочно! Даю 50 баллов! Ответьте ** билет! Классицизм как литературное направление. Черты...

0 голосов
29 просмотров

Срочно! Даю 50 баллов!
Ответьте на билет!

Классицизм как литературное направление. Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина(творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)


Литература (114 баллов) | 29 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого) По творчеству Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Треди­аковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романо­вич Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом выдающемся деяте­ле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он «сам был первым русским университетом». Уни­версальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его «отцом нашей стихотворной речи», и в собственных поэтичес­ких достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма. Термин «классицизм» произошел от латинского слова «classicus», что значит «образцовый». В основе этого литера­турного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Ок­ружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть пре­ображен в нужном для писателя направлении. Соответствен­но и героями произведений классицистов могли быть не ря­довые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь власти­тели, цари. В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей», разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торже­ственной одой. Она была предназначена для воспевания и вос­хваления высших достижений человека, для выражения глубо­ких философских идей, а также для прославления лиц, сто­ящих на верхних общественных ступенях. Примером философской оды может служить «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого север­ного сияния». В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт вос­клицает, пораженный его непостижимым величием: Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле: Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков… Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является «Ода на день восшествия на Все­российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла вы­разить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства. Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которо­го славил в других своих произведениях, утверждая: «Несрав­ненных дел Петра Великого человеческой силе превысить не­возможно». Начало оды — это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной под­разумевается мирное развитие государства. Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли. Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигну­тых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». Воздав за это хвалы императрице, Ломо­носов с еще большим жаром воспевает значение наук в жиз­ни человека: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут… А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпо­сылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны — умеренность в том, «что может собственных Платонов и быст­рых разумом Невтонов Российская земля рождать». Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представ­ления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия

(132 баллов)