Приход фашизма к власти в Германии, Италии и некоторых других странах стал фактором, изменившим судьбы мира и Европы. При изучении фашизма ужасает не только число жертв (погибло порядка 55 миллионов человек) , количество сожженных деревень и разбомбленных городов, не только панорамы грандиозных сражений и размах, с которым в странах оси были поставлены пыточное дело и система концлагерей. Ужасает, с какой легкостью фашизм пришел к власти, с какой безответственностью общественное мнение и политические деятели местного и мирового уровня потакали его распространению. Причем профашистская истерия охватила не какие-то слаборазвитые страны, а Германию, Италию, Испанию, Японию – государства с многовековой культурной традицией и колоссальным историческим опытом.
Данная статья посвящена анализу причин прихода фашизма к власти на примере Германии. Эти причины можно разделить на политические и военно-стратегические, экономические, а также связанные с национальной психологией. Опорой при написании статьи служили труды Галкина, Рахшмира, Райха и ряда других авторов, занимавшихся данной проблематикой.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
1. Главной политической причиной, обусловившей победу фашизма, послужили последствия первой мировой войны, которую Германия и ее союзники проиграли. Следует отметить, что война четыре года шла с переменным успехом и кайзер часто был весьма близок к победе. Однако нехватка ресурсов, трудности ведения боевых действий на два, а затем и на шесть фронтов, отрезанность от морских коммуникаций и, следовательно, важных стратегических продуктов, а самое главное - решимость противника стоять до конца привели режим Вильгельма II к капитуляции.
Революция в России позволила Германии оттянуть время поражения. Более того! При заключении Брестского мира у немцев еще была возможность выйти достойно из мировой бойни. Если бы Германия заключила мир с Россией на советских условиях «без аннексий и контрибуций» , она приобрела бы союзника на востоке, неисчерпаемый источник промышленного, военного и сельскохозяйственного сырья. Что позволило бы ей всеми силами обрушиться на врагов на западном фронте и, по крайней мере, добиться приемлемых условий мира. Но немцами этот шанс был упущен.
Брестский мир показал населению стран Антанты истинные цели кайзеровского режима и укрепил решимость союзников сражаться до конца. После вступления в битву США безысходность положения Германии стала очевидной. Разгром сил немецкого спецназа (который составлял до четверти кайзеровской армии) в августе 1918 привел к развалу на фронтах. В стране началась революция. Но иллюзия близкой победы, с ощущением которой народ жил все эти годы (особенно после Бреста, а затем и при пике августовского наступления) , дала козырь реваншистам в их воинственной риторике, встречавшей сочувствие в народных массах.
Заключая мирный договор, Германия надеялась отделаться без особых территориальных потерь. Если отказ от колоний и Эльзаса с Лотарингией был не смертелен, то создание «польского коридора» стало для немецкой общественности шоком. Крайне болезненно воспринимались демилитаризация Рейнской области, а также перманентное желание Франции наложить руку на Саар. Положение усугубляла неопределенность по сумме репараций. Озлобленность дополнял тот факт, что почти вся армия была с позором распущена по домам, флот потоплен. И это в стране с мощными военными традициями!
Однако при подобном мирном урегулировании союзники не могли нейтрализовать немецкую угрозу. Компьенское перемирие и затем Версальский мир носили скорее унижающий Германию характер, но имели весьма слабую сдерживающую функцию. Немцам были сохранены государственное единство, промышленный, финансовый, демографический и научный потенциал, контроль над основными территориями и коммуникациями. Немцам удалось обойти ограничения союзников и создать внушительную теневую армию (под видом спортивных и оздоровительных обществ) , а также обширную шпионскую сеть (под сенью трестов Круппа, Сименса, ИГ Фарбениндус