Нариман Гилязевич Сабитов, видный башкирский композитор, рано ушел из жизни - ему не было и пятидесяти лет. Летом 1971 года вместе с театром он уехал на гастроли в Севастополь. 11 июля пришла весть из этого города. Нариман Гилязевич скончался.
Перед отъездом на гастроли Нариман зашел к секретарю обкома партии Тагиру Ахунзянову. В беседе вспомнил почему-то о смерти. Пошутили. Забыли поговорку "Говори шутя, но думай", с горечью вспоминал потом Тагир Исмагилович...
Остались теперь о Сабитове воспоминания, книги, авторами которых является Анвер Бикчентаев и Гульнара Ахметова.
Нариман Сабитов родился 11 января 1925 года в Казани, в музыкальной семье. Отец, Гиляз Гимадеевич, был артистом Татарского государственного академического театра драмы. Горячо любил театр, музыку, играл на фортепиано. Мать, Райхана Абдулловна, самостоятельно научилась играть на скрипке и мандолине, хорошо пела. В доме устраивались музыкальные вечера, домашние концерты, прослушивались пластинки с записями камерной, симфонической и оперной музыки.
Любознательного, жизнерадостного, озорного мальчишку Наримана с шести лет начинают учить игре на фортепиано.
Мы, мальчишки, сопротивлялись, как могли, - вспоминал он, - иногда со слезами упрашивали отпустить с музыкальных вечеров нас - меня и моего брата Науфаля - на улицу поиграть со сверстниками. Сейчас я благодарен отцу за то, что он подружил нас с классикой.
И мать тоже воспитывала сына по-своему.
Нариман рассказал Анверу Бикчентаеву такой эпизод из своей жизни.
Был еще ребенком. В самый разгар игры во дворе мама напомнила мне, что мой черед сходить за водой. Я, естественно, забыл об этом. Время было уже позднее. Поужинали. Я спешу лечь спать. Вот тогда она сказала мне: "Нариман, ты должен был сходить за водой!" "Я хочу спать," - ответил я. - Кроме того, я боюсь ночи". Она, однако, настояла на своем, чтобы я оделся. "Я сама пойду рядом с тобой..." - сказала она. Я шел рядом с ней...
Кстати, мама научила Наримана и шить, и печь пирожки, и мыть полы, и вязать шапки.
Это, казалось бы, мелкие детали, но они помогали формировать характер будущего композитора.
В 1932 году семья переехала в Уфу. Нариман продолжил занятия музыкой в детской музыкальной школе 1, которая носит имя Сабитова. Во многом помог ему эвакуированный из Москвы музыкант-теоретик Ришони. В семье его вспоминали с большой благодарностью.
Рано начинает Нариман писать музыку, примерно с 13 лет. Сначала это были фортепианные пьесы, песни, романсы. И в день рождения своего друга Мансура Рафикова он сочинил для него музыку. Услышал ее главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета Петр Славинский и сказал: "Обязательно надо ехать учиться в Москву".
Нариман Сабитов работал в военное время электромонтером на уфимском заводе "Аккумулятор". Собрались его товарищи: слесари, токари, электромонтеры. Провожая, потребовали, чтобы домой непременно возвратился композитором.
11 января 1944 года, в день своего рождения, Сабитов поступил в Башкирскую национальную студию при Московской консерватории.
Однокурсниками его были впоследствии известные композиторы Александра Пахмутова, Андрей Эшпай и другие.
Вот что вспоминает композитор Роман Леднев, который учился вместе с уфимцем:
Не на годы, а, как я теперь вижу, на всю жизнь осталась у меня светлая память о Наримане Сабитове - моем консерваторском однокашнике, талантливом, разностороннем музыканте, человеке удивительной живости, обаяния, доброты, неистощимой энергии и своего, ускоренного ритма, которого ему хватило лишь на половину пути.
Нас соединила Московская консерватория с осени 1944 года. Курс наш