1. Опера "Иван Сусанин" Глинки, Опера "Князь Игорь" Бородина, Прокофьев Кантата "Александр Невский", он же - опер "Война и мир", 7ая симфония Шостаковича
2.Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В «Кармен сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу (у Хозе - «патриархальная» , у Кармен – свободная, не скованная нормами общепринято морали) . Основны принципы музыкальной драматургии отчетливо выражены в авторском определени Глинки: «Отечественная героико-трагическая опера» . Идея любви к отечеству сквозная в опере — поднята композитором на уровень высокой трагедийности спасая Родину, герой жертвует жизнью. Отсюда последовательное воплощени конфликта в авторском сценарии Глинки. Широко задуманная экспозиция оперы ( действие — показ русского народа, II действие — обобщенный образ враждебных си польского лагеря) сменяется острой коллизией в III действии: в мирну обстановку крестьянского дома вторгаются враги. Кульминацией служит 2-я картин IV действия — сцена гибели Сусанина. Здесь драматизм достигает предела.
Величественный эпилог вновь возвращает действие в сферу широкого, эпического
развития: хор «Славься» утверждает идею народного патриотизма. В этой двойной
развязке (гибель героя — и сцена народного торжества) с силой, достойной
античной трагедии, утверждается смысл исторической оперы Глинки: подвиг героя
бессмертен.
3.1. «Вальса-фантазия»
2. "Руслан и Людмила", "Иван Сусанин"
3."Иван Сусанин", "Жизнь за царя"
4.В центре бетховенского искусства(1802-1812-зрелый стиль) – героика борьбы.