1 октября 1949г. Мао Цзэдун от имени китайского народного правительства торжественно заявил о создании Китайской Народной Республики. Незадолго до этого, 21 сентября 1949г., была создана первая сессия Китайской Народной политической консультативной конференции в Бэйпине (Северное спокойствие), который через несколько дней был переименован в Пекин (Северная столица), ставший столицей нового государства. На ней была закреплена организация нового государства и избран состав его руководителей. Председателем правительства стал Мао Цзэ-дун. Все это свидетельствовало об очень высокой степени концентрации власти в ее высшем эшелоне в руках одного человека- Мао Цзэдуна, который стал к этому времени харизматическим вождем китайского народа.
В ходе политического и экономического обновления страны, руководителем и инициатором которого была КПК, развивалась и сама КПК теперь уже как правящая партия всего Китая. Продолжался рост численности КПК- с 4,5 млн. к моменту образования КНР и до 6,1 млн. в мае 1953г. Но кадровая политика руководства КПК оставалась противоречивой. С одной стороны, партия стремилась расширить свои ряды за счет привлечения всех патриотически-настроенных сограждан, видевших в КПК руководителя нового Китая. Но с другой стороны, КПК как правящая партия неизбежно стояла перед угрозой засорения своих рядов карьеристами, политически чуждыми элементами, членство в партии которых могло лишь дискредитировать КПК. Поэтому вскоре после образования КНР руководство КПК принимает решение о регулировании роста рядов партии и о первоочередном привлечении в партию рабочих, о развитии партийной учебы и о «чистке» партийных рядов. «Чистка» партии проходила как напряженная политическая кампания, ставившая своей задачей политическое и организационное укрепление партии /Савельев, 1981, с. 210/.
Превращение КПК из партии «воюющей» в партию «правящую», «управляющую» не привело к изменению методов и стиля партийного руководства, сложившегося в годы войны и борьбы за власть. Армейские «приказные» взаимоотношения «верхов» и «низов» партии сохранились, не было сделано ни одного шага в сторону демократизации внутрипартийной жизни. Все важнейшие решения принимались узким кругом партийно-государственной номенклатуры при всей возрастающей роли Мао Цзэдуна. В функционировании этой партийно-политической олигархии огромную роль играли личные отношения, складывавшиеся за долгие годы совместной борьбы за власть. Командно-экономические высоты находились в руках нового государства в результате перехода в его руки гоминьдановской правительственной собственности, что означало концепцию в руках правительства КНР наиболее развитой части крупной промышленности, современного транспорта, кредитно-банковской системы, внешней торговли и ряда отраслей внутренней оптовой торговли. Идя к власти, КПК провозглашала лозунги «конфискации» (мошоу) бюрократического капитала, хотя по сути дела речь шла о переходе государственной собственности «по наследству» в руки нового государства и поэтому в нормативных актах новой власти говорилось лишь о «приемке» (цзэгуань) правительственной собственности /Некрасов, 1988, с. 96/. Идейно-политическая победа Мао Цзэдуна во внутрипартийной борьбе привела к принципиальным переменам в социально-экономической политике КПК, и, прежде всего в аграрной. К 1953г. ясно выявилась неспособность пореформенного сельского хозяйства обеспечить страну в достаточной мере продовольствием и сырьем. Основные причины этого связаны, прежде всего, с низким уровнем развития производительных сил деревни с перенаселенностью, со слабым развитием сельской инфраструктуры, с неразвитостью рыночных отношений.
Вряд ли необходимо подробно говорить о том, какие колоссальные трудности подстерегали комитетов и весь китайский народ на пути модернизации экономики и строительства социализма. Унаследованный от гоминьдановцев Китай был страной отсталой, полуколониальной. Накануне революции в деревнях проживало примерно 90% населения, 10% которого составили помещики и зажиточные крестьяне. Очень отсталой выглядела и социальная сторона города: больше половины городского населения составляли чернорабочие (кули), тогда как на долю промышленных рабочих приходилось меньше 20% общей численности рабочих /Морозов, 1981, с. 88/.
В сельском хозяйстве господствовали феодальные и полуфеодальные отношения. Почти ¾ всей обрабатываемой земли принадлежало помещикам и зажиточным крестьянам. Примерно 70% крестьян были бедняками (почти все они являлись арендаторами и полуарендаторами) и лишь 20% - середняками. Решение аграрной проблемы и проведение индустриализации, естественно, выдвинулись как коренные задачи, как самые необходимые предпосылки социального переустройства общества /Воробьев, 1988, с. 113/. Летом 1950г. начал осуществляться на практике Закон об аграрной реформе, согласно которому отменялась помещичья собственность на землю. При этом значительная ее часть национализировалась, а остальная передавалась во владение крестьянам.