Ну а вот подробно о сказке:
Для народной сказки обычен зачин Жили-были старик со старухой. Пушкин незаметно подчеркивает патриархальную подчиненность старухи мужу; Жил старик со своею старухой...
То же и концовке: На пороге сидит его старуха... Каждый занимался своим, испокон установленным делом: Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Бытовая зарисовка выражает народное понимание жизненной нормы.
Но вот между стариком и старухой встает дорогая цена откупа золотой
рыбки — и начинает развиваться их противопоставление. Сначала оно идет в
привычном для фольклора русле бытовой проблематики (как тема строптивой
жены), затем перемещается в социальный план.
Используя прямую речь героев, Пушкин рисует психологический контраст
доброго, кроткого, бескорыстного старика и злой, жадной, сварливой
старухи.
Сварливая ругань старухи раздается до тех пор, пока она — крестьянка.
Как только рыбка превращает ее в столбовую дворянку, она начинает
обращаться со стариком иначе: не как с податливым мужем, а как с холопом. Отношение старика к социально «восходящей» старухе более сложное. Он до конца продолжает видеть в ней свою жену.
Итак, старик вынужден подчиниться условиям общественного неравенства и
вести себя со своею жгиой как холоп («Не садися не в свои сани!»).
Абсурдность этой ситуации указывает на абсурдность преграды, возникшей
между ними. А появляющийся здесь подтекст не только ироничный, но и
драматический.
Повествовательный ритм сказки, поэтически соединенный с вечным ритмом
моря, в философском плане становится ритмом истории, которая вела людей
не к идеальной царственности, а к реальному абсурду сословного
разъединения. Логическим финалом этого может быть разбитое корыто,
предупреждает Пушкин.