Взаимосвязь современной молодёжи 21 века и нравственности

0 голосов
35 просмотров

Взаимосвязь современной молодёжи 21 века и нравственности


Обществознание (211 баллов) | 35 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Современное состояние российского общества – состояние экономических, политических и социальных трансформаций – актуализирует вопросы, обращенные к нравственному сознанию личности, личностному выбору и самоопределению. Изменения, происходящие в России, затраги­вают каждую личность, и любой из нас делает свой выбор относительно способа отношения к со­бытиям общественной жизни, другим людям и самому себе. В связи с этим на современном эта­пе развития российского общества актуальным является вопрос: «Что происходит с нравственным сознанием каждой личности в современных условиях?». Особенно, если речь идет о нравственных представлениях подрастающего поколения, у которого моральные взгляды только складываются и реализуются в поведении и отношениях с другими людьми.

Целью предпринятого нами эмпирического исследования стало изучение обыденных пред­ставлений о порядочном человеке среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях (на примере Смоленского региона). Интерес к данной выборке определяется тем, что с этой соци­альной группой, по нашему мнению, во многом связаны перспективы социально-экономического и культурного развития общества.

Представления о порядочном человеке исследовались с опорой на положения, предложен­ные Азумой и Кошиваги, Стенрбергом, Ратти, Н.Л. Смирновой в русле изучения социальных пред­ставлений (С. Московичи, К.А. Абульханова-Славская).

Данный подход включает два этапа. На первом этапе проводится индивидуальное исследо­вание, в котором испытуемых просят в виде свободного рассказа описать порядочного человека. Затем с помощью контент-анализа ответов составляется бланк с утверждениями. На втором этапе эксперимента испытуемого просят вспомнить порядочного человека, известного ему лично, и оце­нить его по каждому из утверждений с помощью трехбалльной шкалы. Указываются пол и возраст описываемого лица, а также пол и возраст опрашиваемого.

Теоретическую основу исследования составили этическая концепция С.Л. Рубинштейна, ра­боты К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и др. Особое внимание уделялось специфике представ­лений о нравственном идеале в российском менталитете, выделенной в работах М.И. Воловиковой.

Хочется отметить, что к настоящему времени в психологической науке накоплен богатей­ший эмпирический материал в области нравственной психологии. Это исследования Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, В.Д. Шадрикова.

Получены данные о структуре нравственных представлений для респондентов разных групп (подростки, молодежь) (М.И. Воловикова, Л.Л. Дикевич, 1996–1999); осуществлено кросскультур­ное сравнение нравственных представлений русских и якутов (М.И. Воловикова, Н.Д. Елисеева); исследованы представления современных подростков о любимом герое, представления о «типич­но русском человеке» (М.И. Воловикова); прослежена позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах (М.И. Воловикова, 2005).

В нашем исследовании приняли участие 134 студента из высших учебных заведений города Смоленска, средний возраст которых составил 22 года. В ходе проведенного исследования и деталь­ной математико-статистической обработки полученных данных было выявлено 6 факторов (74,01% от общей дисперсии), задающих пространство социальных представлений о порядочном человеке у современной студенческой молодежи.

Первый фактор – «конвенциональный» (факторная нагрузка равна 15,77%). В него вошли сле­дующие характеристики: не нарушает закон (0,891), соблюдает закон (0, 818), не врет (0,556), не лицемерит (0,429), не ворует (0,404), скромный (0,310), веселый (0,211), с чувством юмора (0,227). характеристики, входящие в этот фактор, показывают нам, что социальные представления о поря­дочном человеке у современной молодежи предположительно связаны с наличием у такого чело­века выраженного правового сознания, которое формируется в процессе правовой социализации.

Второй фактор (факторная нагрузка 7,26%) – «ассертивный». В него вошли такие характери­стики: волевой (0,756), независимый (0,608), смелый (0,601), целеустремленный (0,590), с чувством собственного достоинства (0,566), уверенный в себе (0,482), оптимист (0,467), веселый (0,426), говорящий правду в глаза (0,357), общительный (0,325). Можно сделать предположение, что сту­денты рассматривают порядочность человека через призму наличия у него волевых качеств, лич­ной инициативы, успешности в сфере межличностных отношений.




(168 баллов)
0

А можно немного покороче

0

Возьми что тебя там устраивает и всё

0

Ладно хорошо , спасибо большое

0

Да не за что