Современное состояние российского общества – состояние экономических, политических и социальных трансформаций – актуализирует вопросы, обращенные к нравственному сознанию личности, личностному выбору и самоопределению. Изменения, происходящие в России, затрагивают каждую личность, и любой из нас делает свой выбор относительно способа отношения к событиям общественной жизни, другим людям и самому себе. В связи с этим на современном этапе развития российского общества актуальным является вопрос: «Что происходит с нравственным сознанием каждой личности в современных условиях?». Особенно, если речь идет о нравственных представлениях подрастающего поколения, у которого моральные взгляды только складываются и реализуются в поведении и отношениях с другими людьми.
Целью предпринятого нами эмпирического исследования стало изучение обыденных представлений о порядочном человеке среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях (на примере Смоленского региона). Интерес к данной выборке определяется тем, что с этой социальной группой, по нашему мнению, во многом связаны перспективы социально-экономического и культурного развития общества.
Представления о порядочном человеке исследовались с опорой на положения, предложенные Азумой и Кошиваги, Стенрбергом, Ратти, Н.Л. Смирновой в русле изучения социальных представлений (С. Московичи, К.А. Абульханова-Славская).
Данный подход включает два этапа. На первом этапе проводится индивидуальное исследование, в котором испытуемых просят в виде свободного рассказа описать порядочного человека. Затем с помощью контент-анализа ответов составляется бланк с утверждениями. На втором этапе эксперимента испытуемого просят вспомнить порядочного человека, известного ему лично, и оценить его по каждому из утверждений с помощью трехбалльной шкалы. Указываются пол и возраст описываемого лица, а также пол и возраст опрашиваемого.
Теоретическую основу исследования составили этическая концепция С.Л. Рубинштейна, работы К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и др. Особое внимание уделялось специфике представлений о нравственном идеале в российском менталитете, выделенной в работах М.И. Воловиковой.
Хочется отметить, что к настоящему времени в психологической науке накоплен богатейший эмпирический материал в области нравственной психологии. Это исследования Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, В.Д. Шадрикова.
Получены данные о структуре нравственных представлений для респондентов разных групп (подростки, молодежь) (М.И. Воловикова, Л.Л. Дикевич, 1996–1999); осуществлено кросскультурное сравнение нравственных представлений русских и якутов (М.И. Воловикова, Н.Д. Елисеева); исследованы представления современных подростков о любимом герое, представления о «типично русском человеке» (М.И. Воловикова); прослежена позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах (М.И. Воловикова, 2005).
В нашем исследовании приняли участие 134 студента из высших учебных заведений города Смоленска, средний возраст которых составил 22 года. В ходе проведенного исследования и детальной математико-статистической обработки полученных данных было выявлено 6 факторов (74,01% от общей дисперсии), задающих пространство социальных представлений о порядочном человеке у современной студенческой молодежи.
Первый фактор – «конвенциональный» (факторная нагрузка равна 15,77%). В него вошли следующие характеристики: не нарушает закон (0,891), соблюдает закон (0, 818), не врет (0,556), не лицемерит (0,429), не ворует (0,404), скромный (0,310), веселый (0,211), с чувством юмора (0,227). характеристики, входящие в этот фактор, показывают нам, что социальные представления о порядочном человеке у современной молодежи предположительно связаны с наличием у такого человека выраженного правового сознания, которое формируется в процессе правовой социализации.
Второй фактор (факторная нагрузка 7,26%) – «ассертивный». В него вошли такие характеристики: волевой (0,756), независимый (0,608), смелый (0,601), целеустремленный (0,590), с чувством собственного достоинства (0,566), уверенный в себе (0,482), оптимист (0,467), веселый (0,426), говорящий правду в глаза (0,357), общительный (0,325). Можно сделать предположение, что студенты рассматривают порядочность человека через призму наличия у него волевых качеств, личной инициативы, успешности в сфере межличностных отношений.