Путь Мцыри внутренне замкнут.
Ребенок, в котором едва затеплилась жизнь, оказывается на краю гибели, причем эта гибель грозит ему в стенах того же монастыря откуда он бежал.
Она обусловлена не личными свойствами монахов, а изначальной судьбой, причинами, лежащими вне личности Мцыри, хотя эти причины и наложили свой отпечаток на противоречивость облика героя.
Сомнения не касаются духовных ценностей и поступков Мцыри и проистекают из внешних условий, обусловлены "судьбой" "Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной! "
Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе монастыря, перед которым вновь оказался Мцыри после трагических скитаний.
Мцыри победил свою физическую слабость в битве с Барсом, но победить "судьбу", уготовившую для него жизнь в чужом краю, он не мог. Изначальная обреченность героя, который всеми силами порывается убежать от судьбы, торжествует