Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние
источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция
полагает, что он жил в 623-544 до н. э. , и соответственно в 1956
отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское
летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до
290 до н. э. , но большинство школ соглашаются на 380 до н. э.
Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки:
исправленной долгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н.
э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.
Жизнь Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они
сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях
Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя
Сиддхартха (на языке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели,
Преуспевающий) . Отца звали Шуддходана (на языке пали - Суддходана,
буквально Имеющий рис) , мать - Майя (Иллюзия) . Царевич жил во дворцах
столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет,
успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы) , и у них
родился сын Рахула (Схватывающий на лету) . На улицах столицы Сиддхартхе
встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти
четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и
тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под
своим клановым именем Гаутама (на языке пали - Готама, буквально Лучший
из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой
род цари шакьев) . В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет,
обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и
способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам
освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). Просветление В
результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная
череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться;
он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы
(существа, стремящегося к Просветлению) ; стал Всеведущим и узнал, что
достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара) , что
пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам,
проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий
между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным
шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто
Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение) . Именно после
Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Проповедь
Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном
индийском штате Бихар) . Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал
установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали -
дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал
(практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины
Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в
Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей
- это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда
не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать
которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно
из начал, объединяющих буддизм.