Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что
председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану
Бездомному, будто Иисуса Христа никогда не было в действительности. По
сути, Берлиоз убеждает своего юного коллегу в том, что Бога нет и не
может быть.
Последствия этого разговора для Бездомного оказываются весьма
плачевными – он становится свидетелем гибели Михаила Александровича и
попадает в клинику для душевнобольных. Именно здесь этого персонажа
настигает прозрение – встреча с мастером, знакомство с его романом
заставляет Бездомного понять свою бездарность и необходимость отказаться
от «стихоплетства». В итоге, выйдя из клиники Стравинского, герой
превращается в сотрудника Института истории и философии Ивана
Николаевича Понырева.
Но раз в году, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает
героя. И тогда он вновь встречался с мастером и героями его романа –
Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. И тогда его вновь начинают мучить
вопросы, тревожившие в свое время мастера, до сих пор уничтожающие
Пилата.
Раз в год Понырев видит на «широкой лунной дороге» двух
спутников. Один из них «в белом плаще с кровавым подбоем», с лицом, то
надменным, то умоляющим. Он просит о клятвенном заверении, что «пошлой
казни» не было, и получает его от молодого человека «в разорванном
хитоне и с обезображенным лицом: «Это тебе померещилось… Клянусь».
И тогда умиротворение человека в плаще переходит на Ивана.
Явившийся мастер уверяет: «Этим и кончилось, мой ученик». И автор
обещает, что «до следующего полнолуния профессора не потревожит никто.
Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий прокуратор Иудеи всадник
Понтийский Пилат».
Впервые Понырев столкнулся с этими вопросами на Патриарших
прудах, однако необтесанный ум героя был просто не в состоянии
«переварить их». Вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту
от него осталась лишь голова... А некий иностранный консультант только
что ясно, по-русски говорил, что Иисус существовал, был казнен, что есть
седьмое «самое надежное» доказательство существования дьявола, и в то
же мгновение – исчез. Весь мир юного поэта рухнул в те минуты на
Патриарших.
Так для чего же Иван Бездомный узнал об Иешуа, встречался с
Воландом? Чтобы страдать раз в году от непроясненной тоски и снова
впадать в покой беспамятства?
Совершенно ясно, что, по замыслу писателя, этот герой причастен к
событиям в России и Иудее, описанным в романе. Булгаков показывает, что
новое время создало нового молодого человека, но, волею судьбы, в него
вошли боль и сомнения, грех и искупление вечности. От этого он ощутил
себя разъятым, распятым между временами. И смог измениться, но лишь
настолько, насколько позволила ему его натура.
Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому,
что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на
Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с
демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в
головах и душах большинства людей 20 века века.
Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний
Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он
достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно
отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался
и послушно подчинился заведенному распорядку жизни.
В финале, однако, тема Ивана Бездомного звучит как «пророчество
надежды». Ведь его по-прежнему влечет к мастеру и Иешуа, его томит
неясная, болезненная тоска. Она пробуждает в нем, как и в римском
прокураторе, беспокоящую память то ли о долге, то ли о вине, то ли о
самом главном, по небрежности утраченном, смысле.
Таким образом, Иван Бездомный – один из главных героев романа
Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель отправляет этого персонажа в
путь искания, познания истины, которая не может быть известна и понятна
кому-то одному из людей, а подвластна лишь высшему началу.
С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания
истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и
неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает
ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера
к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.